Сделать любовь живой и непосредственной
- Школьная география пронизана элементами краеведения. Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М.И. Калинина, который очень кратко, но ёмко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".
На уроках географии в 6 классе при изучении сложнейшей темы «Географическая карта» для развития пространственного изображения я использую не только карты атласа, но и фрагменты топографических и географических карт Одесского и Омской области.
Не обойтись без краеведческого материала и при изучении темы «Погода». Ребятам предлагаю доказать, что погода каждый год повторяется, причём практически день в день. Но как мы это можем сделать? Мы с вами - обычные люди, и дневники наблюдений за погодой не ведём. Но погоду одного дня в году мы запоминаем надолго. Это день нашего рождения. Поэтому предлагаю рассказать о закономерностях, происходящих в погоде на примере своего дня рождения, своих близких и знакомых. Одинаковая ли погода стоит каждый год в ваш день рождения?
Решая учебно-познавательные и практические задачи, учащиеся становятся в некоторой степени исследователями. При изучении темы «Суточный и годовой ход температуры воздуха» мы строим с ребятами графики хода температуры воздуха по месяцам, за год. Я предлагаю построение графика суточной температуры своего села, ребята с удовольствием делают измерения в течение суток, а потом строят график.
Во время внеурочной деятельности «Мой край родной: география» ученики описывают растительный и животный мир Одесского района, выполняют творческую работу под названием «Осенний лес», где составляют гербарий, но прежде знакомятся с правилами сбора и оформления коллекций.
Большую роль в осуществлении краеведческого принципа преподавания географии имеет проектно - исследовательская деятельность. Ученица нашей школы Дарья Белоуско подготовила проект «Герб родного края». Главная цель проекта - изучить смысловое значение символов герба России, Омской области, Одесского района, детского объединения "Юнгфлот" Одесской средней школы №2. В своей работе Даша подробно описала элементы гербов. Чем интересен герб Одесского района? Пшеничные колосья в верхней части герба символизируют душистый хлеб, которым славится наш район. Изображение пшеничных колосьев на нём занимает главное место, ведь от того, каким будет урожай, зависит наша жизнь, наше благополучие. Пшеничные колосья поддерживаются в нижней части рисунка с обеих сторон лентой с надписью: «Одесский район». Важным в гербе является пограничный столб на фоне восходящего солнца, ведь наш район граничит с Казахстаном, и это не просто граница, а дружеская связь двух государств: России и Казахстана. Интересен и герб "Юнгфлота" в виде спасательного круга с надписью. Герб говорит о том, что "Юнгфлот" - отважные юнги и моряки, которые являются сплочённой командой, всегда готовы помочь друг другу. Ведь во флотилии корабль может пойти на дно, если действовать порознь.
Изучив геральдику, можно узнать удивительную историю своей страны, своего села, школы. А эти знания нам необходимы, чтобы любить свою родину, бережно относиться к ней и сохранять её для потомков. В заключение Дарья отметила «Я люблю свое село и горжусь тем, что здесь родилась. Мне нравится, что наше село растёт и облагораживается, становится таким красивым и современным".
«История одной улицы» - тема проекта ученицы 11 класса Светланы Селивёрстовой. Света собрала информацию об истории названия улицы Ленина в селе Одесском. Раньше эта улица называлась Екатеринославской, на ней находились ведомственные дома, важным из них считался молитвенный дом. Были здесь почта, ямщицкая, дом-лавка.
В заключение Светлана пишет: «Я испытываю приятное чувство, когда думаю, что мой проект может быть использован на уроках для изучения родного села. Я считаю, что каждый человек должен знать историю не только своей страны, но и своей малой родины, ведь с неё начинается любовь к своей отчизне и с неё начинается формирование патриотизма!»
Краеведческая направленность всего курса географии учит оценивать состояние природы, прежде всего родного края, бережно относиться к ней, разумно её использовать, разъяснять другим значение охраны природы.