"Лешка-одессит"№16, стр.5
Каждый день
я вижу такой взгляд
Аристова (Ляшко) Татьяна Борисовна. Родилась и выросла в селе Одесском. В 2000-м году после окончания школы поступила в Омский педагогический университет, который окончила с красным дипломом. Сейчас работает преподавателем истории и обще-ствознания в лицее N74 г. Омска и редактором не литературного направления газеты "Класс".
ТА новость облетела страну буквально за несколько минут. И первая реакция шок - можно поверить - в обычной московской школе старшеклассник пришел на урок с винтовкой и ружьем, застрелил учителя географии и биологии, а после того, как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него остались жена и маленький сын. У Сергея Бушуева осталась семья и 15-летняя дочь...
Такая новость повергает в шок любого человека, я не исключение. Но я смотрю на ситуацию немного другими глазами педагога, который тоже преподает в старших классах и каждый день сталкивается с 16-летними подростками. И я всего лишь на год старше погибшего учителя Андрея Кипиллова... Может быть, поэтому сейчас я не могу молчать. И, наблюдая за развитием событий, пытаюсь понять, как такое могло случиться? И что может значить эта история?
Сколько раз мы слышали о подобных инцидентах в Америке, сколько раз мы видели жуткие кадры по новостям, наивно думая, что у нас-то такого не будет, мыто другие, у нас другое воспитание, другие дети. Другая жизнь. Это там, у них, доступное оружие, тлетворное влияние общества потребителей и отсутствие воспитательной работы в школах. Вот оно, самое глубокое и самое древнее заблуждение обывателя - с нами этого не случится! Мы другие, мы особенные. И каждый раз случается. И это не законы подлости и не возмездие за собственную ограниченность и наивность. Это жизнь. От которой невозможно скрыться. Ведь, если проблема появилась у соседа, с чего вы взяли, что вас она обойдет стороной?
Сергей Г., ученик 10 "А" класса, был положительным подростком, хорошо учился, шел на золотую медаль, занимался спортом, участвовал в олимпиадах. И, как пишут новостные ленты, в декабре стал призером интернет-олимпиады "20 лет правового государства в России", где в целях значится "воспитание уважения к закону". Родители, учителя, одноклассники в шоке. Они не ожидали такого от этого подростка. Как будто на преступление способен только ребенок из неблагополучной семьи, стоящий на учете и имеющий вредные привычки.
Преподавая в старших классах, я заметила строгую закономерность. Какой бы ни был дружный класс, какой бы ни был замечательный выпуск в девятом, какая бы ни была благополучная семья, но в десятом классе появляется Он. Обычно Он умнее своих сверстников, более начитан, более серьезен. Он может увлекаться философией, литературой или музыкой. Неважно, гуманитарий или технарь, обычно всесторонне развитый молодой человек. Он не белая ворона, не аутсайдер в своем классе (что было бы логично и ожидаемо). Но Он очень одинок и ищет поддержки во вне... Это всегда происходит в десятом классе. Особенности развития психики, переломный момент выбора жизненного пути, борьба взрослого и ребенка, новые социальные роли, ожидания... Это сочетание рождает новую личность, которая задумывается над смыслом жизни и с юношеским максимализмом не приемлет ни фальши, ни лжи. Такие подростки есть в любом десятом классе, в любой школе, в любом городе. Их можно узнать по некоторой замкнутости, по уровню интеллекта выше, чем у среднестатистического школьника, и по чувству одиночества, что ощущаешь, общаясь с ними. Но ведь такие школьники были всегда, и они же не брали в руки папино табельное оружие и не шли в школу расстреливать всех подряд - скажете вы. Да, не шли, вы правы. Только переломный момент, переход от внутреннего кризиса к внешнему произошел уже давно. И не в нашей стране, и не в нашей школе. Но произошел. И теперь мы можем лишь бессильно наблюдать за последствиями, которые, как круги на воде, настигли нас самих....

После трагедии "Колумбайна" прошло 15 лет. И мы хорошо знаем, что было после. Были другие теракты, были другие раненые и погибшие. Другие школьники и студенты. Они уже не слушали Менсона, но играли в агрессивные компьютерные игры, смотрели агрессивные голливудские фильмы, страдали аутизмом и "слаборазвитыми социальными способностями". Дало ли что-то это знание? Смогли ли американские школы обезопасить себя? Оказалось, нет. Например, два дня назад неизвестные открыли огонь во время школьных соревнований по баскетболу в Фениксе. Но там никто, к счастью, не пострадал... Павел Астахов, комментируя московскую трагедию, заметил:
НЕ знаю, что послужило причиной поступка Сергея Г. Я не знаю, каковы были причины того, что он дважды выстрелил в учителя (первый сквозной и второй, контрольный, в голову). В новостях до сих пор противоречивые данные. И крупицы новой информации вперемежку с громкими заголовками-сенсациями появляются каждые пятнадцать минут. "15-летнего школьного убийцу учил стрелять родной отец", "Отличник из-за двойки застрелил на уроке учителя и полицейского", "Школьник, открывший стрельбу, мог убить учителя географии по ошибке"... Журналисты лихорадочно опрашивают соседей по подъезду, бывших одноклассников, делают запросы о психологической экспертизе. А мы, обыватели, не сомневающиеся в том, что нас это не коснется, только с ужасом наблюдаем за произошедшим, пытаясь прийти в себя... Да, я не знаю причин. Я не знаю точно, как разворачивались события. Я только вижу, что мы ничем не лучше и не хуже этих американских школ. Что у нас те же проблемы, и наше общество так же должно решить, как выйти из этой ситуации и не допустить подобного. И у нас есть пример, как делать нельзя. Мы можем наблюдать за панической, абсурдной работой бюрократической машины США, которая не дала нужного результата. Мы видим, что камеры на каждом углу не спасают ситуацию, что усиление охранных мер не помогает.
Что делать? Я не знаю, но каждый день вижу этот взгляд - одинокого и замкнутого человека, который уверен, что его никто не понимает. Который, оказываясь один на один со своими проблемами и равнодушием общества, способен, как оказалось, на самые безрассудные поступки...
Ключевые слова: "Лёшка-одессит" № 16, Одесский район Омской области, электронный журнал для детей и молодежи, школа, стрельба, безрассудные поступки, учитель.