Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

"Лешка-одессит"№16, стр.5

 

Каждый день

я вижу такой взгляд

Аристова (Ляшко) Татьяна Борисовна. Родилась и вырос­ла в селе Одесском. В 2000-м году после окончания школы поступила в Омский педаго­гический университет, кото­рый окончила с красным дип­ломом. Сейчас работает пре­подавателем истории и обще-ствознания в лицее N74 г. Омска и редактором не лите­ратурного направления газе­ты "Класс".

ТА новость облетела стра­ну буквально за несколько минут. И первая реакция шок - можно поверить - в обыч­ной московской школе старшек­лассник пришел на урок с винтов­кой и ружьем, застрелил учителя географии и биологии, а после того, как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него оста­лись жена и маленький сын. У Сергея Бушуева осталась семья и 15-летняя дочь...

Такая новость повергает в шок любого человека, я не исключение. Но я смотрю на ситуацию немно­го другими глазами педагога, кото­рый тоже преподает в старших классах и каждый день сталкива­ется с 16-летними подростками. И я всего лишь на год старше погибшего учителя Андрея Кипиллова... Может быть, поэтому сейчас я не могу молчать. И, наблюдая за раз­витием событий, пытаюсь понять, как такое могло случиться? И что может значить эта история?

Сколько раз мы слышали о по­добных инцидентах в Америке, сколько раз мы видели жуткие кадры по новостям, наивно думая, что у нас-то такого не будет, мы­то другие, у нас другое воспитание, другие дети. Другая жизнь. Это там, у них, доступное оружие, тлет­ворное влияние общества потре­бителей и отсутствие воспитатель­ной работы в школах. Вот оно, самое глубокое и самое древнее заблуждение обывателя - с нами этого не случится! Мы другие, мы особенные. И каждый раз случа­ется. И это не законы подлости и не возмездие за собственную ог­раниченность и наивность. Это жизнь. От которой невозможно скрыться. Ведь, если проблема по­явилась у соседа, с чего вы взяли, что вас она обойдет стороной?

Сергей Г., ученик 10 "А" класса, был положительным подростком, хорошо учился, шел на золотую медаль, занимался спортом, участво­вал в олимпиадах. И, как пишут новостные ленты, в декабре стал призером интернет-олимпиады "20 лет правового государства в Рос­сии", где в целях значится "воспи­тание уважения к закону". Роди­тели, учителя, одноклассники в шоке. Они не ожидали такого от этого подростка. Как будто на пре­ступление способен только ребе­нок из неблагополучной семьи, сто­ящий на учете и имеющий вред­ные привычки.

Преподавая в старших классах, я заметила строгую закономерность. Какой бы ни был дружный класс, какой бы ни был замечательный выпуск в девятом, какая бы ни была благополучная семья, но в десятом классе появляется Он. Обычно Он умнее своих сверстников, более начитан, более серьезен. Он может увлекаться философией, литерату­рой или музыкой. Неважно, гума­нитарий или технарь, обычно все­сторонне развитый молодой чело­век. Он не белая ворона, не аут­сайдер в своем классе (что было бы логично и ожидаемо). Но Он очень одинок и ищет поддержки во вне... Это всегда происходит в десятом классе. Особенности раз­вития психики, переломный момент выбора жизненного пути, борьба взрослого и ребенка, новые соци­альные роли, ожидания... Это со­четание рождает новую личность, которая задумывается над смыс­лом жизни и с юношеским макси­мализмом не приемлет ни фальши, ни лжи. Такие подростки есть в любом десятом классе, в любой школе, в любом городе. Их мож­но узнать по некоторой замкнуто­сти, по уровню интеллекта выше, чем у среднестатистического школьника, и по чувству одиноче­ства, что ощущаешь, общаясь с ними. Но ведь такие школьники были всегда, и они же не брали в руки папино табельное оружие и не шли в школу расстреливать всех подряд - скажете вы. Да, не шли, вы правы. Только переломный мо­мент, переход от внутреннего кри­зиса к внешнему произошел уже давно. И не в нашей стране, и не в нашей школе. Но произошел. И теперь мы можем лишь бессильно наблюдать за последствиями, кото­рые, как круги на воде, настигли нас самих....


 АМЕРИКАНСКОГО режис­сера Майкла Мура есть очень хороший фильм. "Бо­улинг для Колумбины", 2002 г. Этот документальный фильм рас­сказывает, что в США с каждым годом растет число ничем "не мо­тивируемых" убийств, и в центре внимания - трагедия, случившаяся 20 апреля 1999 года в школе "Колумбайн" Литтлтон (Колорадо). В результате массового убийства, ко­торое устроили обычные, ничем не примечательные школьники, было ранено 37 человек и 13 погибли. Американское общество потрясе­но. Третье место по числу жертв трагедий в учебных заведениях США (а до этого только в дале­ком 1927 в начальной школе "Бэт" и позже в техасском университете в Остине 1966 г.). Они не понима­ют причины, не видят проблем. И начинают копаться в деталях. Старшеклассники слушали песни Мерлина Менсона, значит, его аг­рессивная музыка во всем вино­вата. Но, констатирует автор и ве­дущий, они перед школой ходили в боулинг, так, может, это он вино­ват? Чем не причина? Долго и об­стоятельно задавая самые простые, невинные вопросы одноклассникам, полицейским, Мерлину Менсону, политикам и ведущим ток-шоу ве­дущий докапывается до истины. И истина кроется не в музыке, и не в боулинге, а в самом обще­стве...

После трагедии "Колумбайна" прошло 15 лет. И мы хорошо зна­ем, что было после. Были другие теракты, были другие раненые и по­гибшие. Другие школьники и сту­денты. Они уже не слушали Мен­сона, но играли в агрессивные ком­пьютерные игры, смотрели агрес­сивные голливудские фильмы, стра­дали аутизмом и "слаборазвитыми социальными способностями". Дало ли что-то это знание? Смог­ли ли американские школы обезо­пасить себя? Оказалось, нет. На­пример, два дня назад неизвестные открыли огонь во время школьных соревнований по баскетболу в Фе­никсе. Но там никто, к счастью, не пострадал... Павел Астахов, коммен­тируя московскую трагедию, заме­тил:


НЕ знаю, что послужило причиной поступка Сергея Г. Я не знаю, каковы были причины того, что он дважды выс­трелил в учителя (первый сквоз­ной и второй, контрольный, в го­лову). В новостях до сих пор про­тиворечивые данные. И крупицы новой информации вперемежку с громкими заголовками-сенсациями появляются каждые пятнадцать минут. "15-летнего школьного убийцу учил стрелять родной отец", "Отличник из-за двойки за­стрелил на уроке учителя и поли­цейского", "Школьник, открывший стрельбу, мог убить учителя гео­графии по ошибке"... Журналис­ты лихорадочно опрашивают со­седей по подъезду, бывших одно­классников, делают запросы о пси­хологической экспертизе. А мы, обыватели, не сомневающиеся в том, что нас это не коснется, толь­ко с ужасом наблюдаем за про­изошедшим, пытаясь прийти в себя... Да, я не знаю причин. Я не знаю точно, как разворачивались события. Я только вижу, что мы ничем не лучше и не хуже этих американских школ. Что у нас те же проблемы, и наше общество так же должно решить, как выйти из этой ситуации и не допустить по­добного. И у нас есть пример, как делать нельзя. Мы можем наблю­дать за панической, абсурдной ра­ботой бюрократической машины США, которая не дала нужного ре­зультата. Мы видим, что камеры на каждом углу не спасают ситуа­цию, что усиление охранных мер не помогает.

Что делать? Я не знаю, но каж­дый день вижу этот взгляд - оди­нокого и замкнутого человека, ко­торый уверен, что его никто не по­нимает. Который, оказываясь один на один со своими проблемами и равнодушием общества, способен, как оказалось, на самые безрассуд­ные поступки...

 

вернуться в содержание

предыдущая следующая

 

Ключевые слова: "Лёшка-одессит" № 16, Одесский район Омской области, электронный журнал для детей и молодежи, школа, стрельба, безрассудные поступки, учитель.