Экскурсии - лучший метод изучения биологии
- Курс биологии немыслим без изучения местной флоры и фауны, в программе отводятся темы по многообразию растений и животных Омской области и нашего Одесского района. При изучении общей биологии сделан краеведческий акцент на изучение экологических проблем района и области. При выполнении лабораторных работ используются объекты из местной флоры.
Краеведческие объекты предлагаются в качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии растений и животных. В качестве летнего задания ученики собирают гербарий, который впоследствии используется для изучения морфологии растений.
Лучшее средство при изучении биологии - экскурсии на природу. Никакие книги не способны заменить непосредственного общения с растительным миром. На экскурсиях мы рассматриваем растения нашей местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, говорим об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об использовании человеком, находим взаимосвязь между растительным и животным миром, например, распространение семян. Особое внимание уделяем растениям, которые нуждаются в охране. На таких уроках не только изучаются биологические процессы, но и прививается у детей любовь к природе. Если ребёнок способен почувствовать красоту цветущего мира - это залог того, что он будет бережно относиться к растительному и животному миру.
Взаимосвязь человека и природы мы с учениками рассматриваем на занятиях курса «Экологическая безопасность человека». Заинтересовавшись краеведческой тематикой, ребята работают над индивидуальными проектами. Георгий Гутов подробно изучил, какие животные и растения, внесённые в Красную книгу Омской области, находятся на территории нашего района. Он составил список животных из Красной книги, которые встречаются в нашем районе, и уточнил эту информацию у инспектора Росохотнадзора В. Еремеева.
Дарья Мирошниченко заинтересовалась последствиями многолетних весенних затоплений талыми водами территории пришкольного участка. Чтобы понять, почему на протяжении нескольких лет на нём не растут ни цветы, ни овощи, Дарья исследовала почву участка. Как выяснилось, химический, солевой и кислотный составы почвы не имеют значительных отклонений.
В результате работы был сделан вывод, что на рост растений влияет механический состав почвы: она уплотнена, в ней недостаточное количество кислорода. По рекомендациям Дарьи, в июне этого года на школьном участке была проведена глубокая вспашка, рыхление почвы, внесение органических удобрений. С помощью главы администрации сельского поселения С.А. Вишневского был завезён чернозём, и в конце июня мы высадили саженцы цветов.
Так проект Дарьи был воплощён в жизнь, и в сентябре вокруг школы начали цвести самые неприхотливые цветы: бархатцы и шафраны.