Жительница Одесского района впервые побывала на могиле погибшего в Сталинградской битве отца
Жительница села Лукьяновки Мария Ивановна Хаматдинова впервые побывала на могиле погибшего в Сталинрадской битве отца. Об этом она рассказывает, вернувшись из Волгоградской области
Поездка
была предопределена
- В декабре 2012 года я в составе группы детей-сирот войны из Омской области, чьи отцы погибли в Сталинградской битве, посетила город Волгоград и не нашла фамилию моего отца в списках погибших на Мамаевом Кургане, хотя в похоронке, которую получила моя мама в 1943 году, было написано: "Ваш муж красноармеец Берзин Иван Дмитриевич в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 22 декабря 1942 года и похоронен в братской могиле Средней балки близ хутора Вертячего Сталинградской области".
Уезжая из Волгограда, уже на вокзальной площади, я спросила у таксистов:
- А сколько километров до хутора Вертячего?
- 60-65, - ответил один из них.
Совсем близко… С какой целью спросила, и сама не знала, ведь не собиралась больше приезжать. Но жизнь распорядилась по-иному…
По приезде домой передала земельку с Мамаева Кургана руководителю поискового отряда села Желанного А.И. Лонскому и поделилась впечатлениями о поездке.
- А давай-ка поищем воинское захоронение твоего отца, - предложил Александр Иванович и через некоторое время вручил ответ из Волгоградского областного военкомата, в котором говорится, что в 1964 году послевоенные перезахоронения из Средней балки производили в братскую могилу хутора Вертячего, и под номером 218 значится Березин Иван Дмитриевич.
Вместо Вертячего
попала в Песковатку
Вот и заболело мое сердце: как же поехать на могилу отца? Когда моя мама провожала его на станции, он, простившись, прыгнул на подножку вагона и запел: "… и родные не узнают, где могилка моя…". Воспоминание об этой песне подтолкнуло к окончательному решению: надо ехать. Причем ехать предстояло к 9 мая - к этому дню в Волгоград съезжаются очень многие. Я боялась, что негде будет остановиться, так как через интернет узнала, что все гостиницы заняты. Если что, думаю, на вокзале переночую.
Но все обошлось. 8 мая прибыла на вокзал г. Волгограда и пошла в комнату отдыха, поселилась и спокойно прожила эти два дня. 9 мая рано утром пошла на автовокзал. Оказалось, опоздала: автобус ранний - на 5.45 - уже ушел. Беру такси, по дороге покупаю гвоздики. Выезжаем за город - степь и лесопосадка вдоль дороги. Таксист завозит в село к братской могиле. Еще рано - никого нет. Подхожу к ухоженному памятнику, все так красиво, ищу фамилию отца… и не нахожу. Сердце кровью обливается… от обиды. Ведь я созванивалась со специалистом поселения, она сказала, что фамилия моего отца есть! Хожу, не знаю, что делать. На мое счастье подходит глава поселения и спрашивает:
- Вы к кому приехали?
Я сказала.
- А вы точно знаете, что здесь похоронен?
- Да, точно, хутор Вертячий.
- Это хутор Песковатка.
И все-таки на этот хутор попала тоже не зря: на обелиске я нашла фамилию погибшего воина из Одесского района, села Ганновки Ивана Семеновича Вербина, 1897 года рождения. Вернувшись домой, сверила эти данные с Книгой памяти, и все совпало.
Встретились,
наконец…
Нужно было еще семь километров ехать. И вот я на братской могиле хутора Вертячего, сразу вижу фамилию, имя, отчество моего отца. Наконец-то… Митинг, выступление детей, я поблагодарила всех хуторян, что ухаживают за братской могилой, а шефствуют над захоронением учащиеся Вертячинской средней школы.
Какая битва на Дону за переправу была, сколько полегло солдат! Ком горечи я так и не смогла проглотить, слова застревали, со слезами лишь произнесла:
- Прости меня, папа, что я так долго ехала к тебе…
70 лет мне, и 70 лет он лежит в этой братской могиле. Побывала я и в хуторском музее, передала книгу об Одесском районе Ю. Плотникова "Жизнь и судьба".
Встреча состоялась на самом деле, ведь вместо фамилии на памятнике я видела лицо своего отца, которого знала только по фотографии (я родилась, когда он уже был на фронте).
Океан цветов
на Мамаевом Кургане
- Утром 10 мая поехала на Мамаев курган, народа еще не было, но видно было, что вчера здесь был грандиозный праздник - об этом говорило даже не море, а океан цветов.
"Железный ветер бил им в лицо. А они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, мы были простыми смертными, и мало кто из нас уцелел, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью Родиной". Эти слова я увезла в своем сердце с Мамаева Кургана и буду благодарна на всю жизнь тем людям, кто морально и материально поддержал меня в этой поездке.
Цифры в тему:
1821 человек покоится в братской могиле хутора Вертячего,
1545 из них известны,
276 неизвестны
Татьяна Кочерга-Василенко
Ключевые слова: новости Одесского района, сталинградская битва, мамаев курган, Великая Отечественная война.
← Назад