Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Житель Одесского района отправил ложку на пенсию

Вещь несет с собой память сквозь десятилетия и столетия. Вещь может жить дольше хозяина. Она многое расскажет о своем владельце - грустного, смешного, поучительного… Открываем новый цикл публикаций о вещах, которые сохранили люди и с которыми у них связаны яркие события и факты жизни

Эту ложку житель села Желанного Ивсталин Николаевич Косицын с любовью уложил в коробочку, на красный бархат. Таким образом он, с явной иронией над собой, после 55-ти лет бессменного пользования, отправил дорогую сердцу вещь на залуженный отдых. Вот что поведал читателям хозяин ложки.

- Она прослужила мне честно и добросовестно - вон, как краешек истончился. Легкая - сплав алюминия с чем-то, а держать как удобно в руке. С ней у меня связаны одни из самых светлых, добрых воспоминаний молодости.

С 56 по 59 год служил я в Германской демократической республике, недалеко от Потсдама, местечко Эльшталь. Здесь был   штаб фельдмаршала Паулюса - шесть капитальных зданий, пол желтый-желтый, как натрешь щеткой с порошком, - как солнце горит! Теперь здесь располагались войска тяжелой артиллерии, батарея управления огнем, где служили связисты, радисты, радиотелеграфисты, телефонисты и вычислители.

...Было это под Новый год, наш взвод радиотелеграфистов целую неделю в наряде по кухне был. Возмущались: праздник, а мы все вкалываем… И в этот самый момент командование устроило на кухне настоящую революцию: меняли эмалированные котлы на непригораемые (нержавеющая сталь), устанавливали первые посудомоечные машины. Старшина Черданцев привез новые ложки - около полутора тысяч штук.

- Помой! -  старшина дал команду Саше Хабелеву.

Саша маленький был, мы за это над ним подсмеивались. Вот он взял и высыпал все ложки в котел с водой, чтоб подогреть, и забыл про них. Когда кинулись, они потемнели. Старшина Черданцев увидел черные ложки - давай ругаться:

- Вашу мать, почему так получилось?!

 А мой лучший армейский друг Леня Сонюшкин потом говорит мне:

 - Славик - так меня звали сослуживцы, давай сопрем!

 - А нам по башке не дадут? - засомневался я.

 - Да все равно ж испортились...

По две штуки взяли - и в чемодан. Сонюшкин на моей ложке выцарапал "С", а я на его - "К". Чтоб помнили друг друга.

А остальные ложки потом все ж привели в нормальный вид - почистили каким-то порошком, и они посветлели. А из тех двух немецких ложек, что оказались в моем чемодане, одна быстро сломалась, а вторую я привез домой, в Брезицк. Было это 28 октября 59-го года. С тех пор ел только ею и часто вспоминал армию и друзей.

К Сонюшкину я заезжал, когда возвращался домой, он жил в Ленинграде, на Пискаревском кладбище был, мать его уговаривала:

 - Оставайся у нас!

Меня и в Германии, в ансамбле дивизиона, оставляли - я пел тенором.  Но домой хотелось! А еще к одному армейскому другу Мише Родикову в 80-х я приезжал в гости в томский леспромхоз - клюква, морошка в бочках, глухариное мясо горькое, как сосна.

Где-то в 78-м году приехал в Брезицк с лекцией о международном положении генерал. Когда фамилию назвали - Курасанов, я подошел поближе. Голос - зычный и такой знакомый…

- Здрасьте, товарищ генерал, - говорю, - я служил в военной части N17592, вы были тогда ее командиром, в звании подполковника, зовут вас Григорий Афанасьевич.

- Надо же, до сих пор помнит! - а сам, конечно, меня не узнает.

- А помните подполковника Рогова? А Мишу Родикова - он с вами на учения ездил?

Генерал смотрел-смотрел на меня, и вдруг что-то блеснуло в  его глазах:

- У вас сильно интересное имя, с Лениным связано…

- Нет, со Сталиным…

 А потом мы с ним вспоминали, где штаб стоял, секретная часть, как учения проходили…

Ложка для меня - это память об армии. Как женщину, я ее ровно в 55  отправил на отдых, а коробку с ней на самое видное место определил. Родные, знакомые, когда видят, смеются…

77 лет исполнилось 27 апреля И.Н. Косицыну, неутомимому заведующему Желанновским музеем, беспокойному и веселому человеку. "У меня сразу четыре семерки", - говорит Ивсталин Николаевич, имея в виду еще и год рождения - 1937-й. Семь - цифра счастливая.

Татьяна Пелих

Фото автора

Ключевые слова: новости Одесского района, вещи, люжка, воспоминания, армейская жизнь.

← Назад