Завтра Ольга Ивановна Васильченко встретит свой столетний юбилей
Рассказывает дочь - 76-летняя Клара Михайловна Светличная:
- Родом мама из Магнитогорска. В их семье было много детей, правда, выжили только семеро. Сейчас из маминых братьев и сестер никого нет - она одна осталась. Отца своего я не помню: мне было пять лет, когда он заболел и 30 мая 1941-го, еще перед войной, умер. Потом у меня был отчим…
Мама в школу пошла в 1920-м году. Одежды и обуви на всех не хватало, поэтому если кто-то уходил в школу в валенках и полушубке в первую смену, другой - ждал и шел во вторую. Так три класса мама только и отучилась: не до учебы было, голод и холод гнали на работу даже детей, поэтому мама, бросив школу, пошла в работники. В 37-м забрали ее отца, моего дедушку, который работал учителем, а потом никто его живым не видел. Чтобы заработать на кусок хлеба, маме приходилось работать и дезинфектором, и продавцом. Когда меня нужно было устроить в детский сад, маме пришлось много раз сдавать кровь. Вот так. А когда началась война, мама была на одном из тяжелых участков - работала строгальщиком, фрезеровщиком на Магнитогорском металлургическом комбинате им. Сталина, где делали все, что нужно для войны. Помню, мне было лет шесть и я бегала на завод, носила ей кусок хлеба с салом, потому что она работала круглые сутки. А потом приходила домой в грязной,
замасленной одежде, которую трудно было отстирать… Да разве все вспомнишь и расскажешь! Всю жизнь самоотверженно работала, и за свой труд не раз награждалась медалями. А вязала! И шторы, и абажуры, и скатерти. Вот эти чулки (показывает - Авт.) она связала, когда ей было 82 года. И пожить ей где только не пришлось: и в Челябинской области, и в Киргизии, и в Казахстане. А сюда, в Одесское, приехали 14 лет назад.
Гуляим Тулешева, фото автора.
← Назад