Воспитанница Одесской школы №1 стала лауреатом 48-й межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи в г. Омске
С помощью наставника Ларисы Дмитриевны Чайко рассказываем ещё об одной воспитаннице Одесской школы №1, ставшей лауреатом 48-й межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи в г. Омске.
Несколько лет назад лауреатом регионального этапа научно-практической конференции «Поиск», в секции гуманитарных наук, стала воспитанница учителя русского языка и литературы Ларисы Дмитриевны Чайко Эля Вильгельм. В этом году эстафету подхватила ещё одна воспитанница этого учителя - семиклассница Татьяна Перевозчикова. Лариса Дмитриевна говорит, что в школе соблюдается преемственность, и ещё в начальной школе с Татьяной активно занималась её первый учитель Людмила Александровна Дорошок.
- С переходом на новый уровень образования изучаем наклонности обучающихся и развиваем их дальше, реализуя школьную программу «Одарённые дети», - продолжает Лариса Дмитриевна. - Таня - творческая личность, с активной жизненной позицией, с желанием пробует свои силы в конкурсах разного уровня и достигает высоких результатов.
Ежегодно девочка становится победителем районных конкурсов чтецов, на региональном этапе конкурса чтецов «Живая классика» дважды занимала 3-и места. В течение двух лет становилась победителем в конкурсе «Знатоки русского языка». Несколько раз была участницей научно-практической конференции «Поиск»: трижды становилась лауреатом районной научно-практической конференции, дважды участвовала в региональном этапе. И вот - долгожданная победа!
О том, как шли к успеху ученица и её наставник, говорим предметно. Так как тема должна быть актуальной, интересной и познавательной для исследования, то и подбирали её долго. Она не стала чисто литературной или лингвистической, а имела прикладной, на грани с психологией, характер. Звучала так: «Роль отметки в жизни школьника».
Полгода заняла скрупулёзная, но до чего же увлекательная исследовательская работа! Татьяна посвящала ей всё своё свободное время, Лариса Дмитриевна направляла и корректировала. Ученица рассказывает:
- Выдвинув гипотезу исследования, мы начали изучать теоретический материал о развитии системы оценивания в России в разные времена. Я для себя открыла столько этих систем! В 19-м веке была графическая оценка – в виде графика, в иные годы наихудшей оценкой был «кол», оценивали и по 7-балльной системе, и по 10-балльной. Предлагали вообще убрать оценки и даже… сажать под арест за неуспеваемость.
- Практическую часть, - подхватывает наставник, - Таня делала сама, мы только обсудили с ней ход изложения мыслей.
В основу исследования легли анкетные данные одноклассников Татьяны -учащихся 7 класса. Им она предлагала ответить на такие вопросы: «Стремишься ты получить отметку или знания?», «Зачем учишься?», «Как смотришь в завтрашний день?» и т.д. И чаще всего ребята отвечали, что боятся получить плохую отметку, что они хотят хорошую оценку как похвалу себе, а вот о знаниях мало кто говорил.
Исследования привели к выводу, что современная система оценивания несовершенна, и в связи с этим у обучающихся складывается впечатление несправедливости. Потому современная школа вносит изменения в систему оценивания знаний. Современные подходы к оценке заключаются именно в критериях, с которыми должны быть знакомы все ученики. При их наличии школьнику не нужно объяснять, за что он получил отметку - он сам может себя оценить.
- Допустим, по литературе нужно рассказать стихотворение, - приводит пример Лариса Дмитриевна. – Мы в классе разработали критерии оценивания чтения наизусть, в которых учитывается знание текста, верный интонационный рисунок, артистизм, внятное произношение. Зная эти критерии, ученик может оценить себя сам, более того, он становится требовательнее к себе, это позволяет ему сделать выводы и в следующий раз прочитать лучше и почувствовать радость успеха. У нас в классе на уроках выразительного чтения наизусть, кстати, теперь не бывает обид.
Так по любому предмету учитель вместе с учащимися разрабатывает критерии к заданиям, по которым каждый учащийся может оценить себя и товарища (взаимооценка), а итоговую отметку выставит педагог.
Благодаря проделанной исследовательской работе Татьяна Перевозчикова доказала выдвинутую гипотезу и пришла к выводу: отметка не стимулирует повышения знаний, особенно «двойка». Пока будет существовать пятибалльная система оценивания, ученики будут стремиться получать хорошие отметки, а не знания, любым способом (списывать, «выпрашивать» отметки). В настоящее время всё большее признание получает стобалльная система, которая позволяет ученику последовательно повышать свой уровень образования.
Ценность выполненной научно-исследовательской работы в том, что её можно продолжать, так как психологи утверждают, что качество успеваемости падает именно в 7-8 классах. Одноклассники Татьяны как раз пребывают в этом возрасте, в связи с чем она может изучать выдвинутую гипотезу и в следующем году.
На научно-практической конференции, признаётся Татьяна, она не волновалась. Просто было интересно послушать других и поделиться собственными находками. После выступления ей задавали много вопросов - значит, работа была интересной для слушателей в аудитории.
Кстати, став лауреатом и вдохновившись победой, Татьяна Перевозчикова дала согласие на участие, буквально на следующий день после выступления на научно-практической конференции, в областном конкурсе риторов, посвящённом Году кино. И стала призёром!
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Лариса Дмитриевна Чайко, учитель, Одесская школа №1, город Омск, конференция, Татьяна Перевозчикова, программа "Одарённые дети", школа, лауреат, конкурс риторов, призёр.
← Назад