Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Восмидесятилетняя жительница Одесского района нашла сведения о своем отце

Через месяц одесситке Любови Павловне Шкурко  исполнится  80 лет. Ей было семь, когда  на фронт  ушел ее отец Павел  Иванович Шишанков. 24 июня 1941 года она и ее родные  видели его в последний раз.

В результате поисковой работы…

Любовь Павловна зашла к нам в редакцию взволнованная. В руках у нее была какая -то газета, по виду явно не районная, не наша.

- Это "Мглинские вести" из Брянской области, - стала рассказывать Любовь  Павловна. -  В госпитале города Мглина от ран во время войны умер мой отец. Вот и похоронка сохранилась, которую мама получила. Я всю жизнь жила с тяжелой душевной болью от того, что точно не знала, где похоронен мой папа. А летом этого года  обратилась  к руководителю  Желанновского поискового отряда "Звезда" Александру Ивановичу Лонскому. И он начал поиск. Вот почитайте эту газету и сразу все поймете.

На первой полосе газеты, датированной 6 сентября 2013 года, большая статья  Любови Гамковой  под заголовком  "Неизвестные станут известными". Приведу лишь  некоторые ее  строки:

"В конце августа в редакцию "Мглинских вестей" из села Желанного Одесского района Омской области по электронной почте пришло письмо от руководителя  школьного поискового отряда "Звезда" А.И. Лонского. Александр Иванович  в нем написал: " В результате поисковой работы по установлению места захоронения  нашего земляка младшего сержанта Шишенко (Шишанкова) Павла Ивановича, 1912 года рождения, выяснилось, что он умер от ран в полевом госпитале  N 214, похоронен в городе Мглине, на улице Сталинской, у здания РИКа. Но фамилии нашего земляка  на мемориальных плитах братской могилы  погибших воинов, освобождавших ваш город от немецко-фашистских захватчиков, не оказалось….".

В  ходе работы с документами Центрального  Архива Министерства обороны (ЦАМО), размещенными  на сайте ОБД "Мемориал", поисковый отряд "Звезда"  выяснил много интересного, ранее не известного о воинах, принимавших участие  в освобождении Мглинского района от фашистов  в сентябре 1943 года.

"…Вот так омичи - одесситы  стали краеведами нашего края, внесли свой заметный вклад в освещение  событий 70-летней давности. Это особенно ценно и дорого нам, мглинчанам, в канун 70-летия  освобождения Брянщины  от немецко-фашистских захватчиков", -  пишет Любовь Гамкова.

Александру Ивановичу Лонскому и ребятам из поискового отряда "Звезда"  удалось установить, что осенью 1943 года  в городе Мглине  находилось четыре госпиталя. По подсчетам  наших  поисковиков, в боях за Мглин погибли и умерли в госпиталях 174 человека, еще 12 пропали без вести. Но на мемориальных плитах у обелиска значатся фамилии только 68 человек.  Александр Иванович считает эти  результаты предварительными и не исключает ошибок. Весь ход поиска, все данные  о воинах, погибших и умерших при освобождении города  Мглина,  он выложил на своем  сайте.

Теперь есть надежда

Любовь Павловна показывает мне  фотографии госпиталя, бывшей школы,  куда после последнего боя привезли  ее тяжело раненного отца. Все фотографии ей  лично передал А.И. Лонский.  А  на этом снимке мемориальные плиты, на которых высечены имена  68 воинов. Здесь же памятник, воздвигнутый им в 1973 году. Именно при сооружении этого памятника из всех воинских захоронений, расположенных вокруг  Мглина, были свезены останки погибших, и произведено их  захоронение в одну братскую могилу.  Перезахоронили с воинскими  почестями, но скольких солдат, погибших и умерших от ран в госпиталях, приняла при этом  мглинская земля, точно никто не может сказать. И об этом  сказано в статье  газеты "Мглинские вести".

- После знакомства с Александром Ивановичем Лонским, с  поисковой  работой его отряда у меня появилась надежда, что справедливость будет восстановлена, - говорит  Любовь Павловна. -  Надежда на то, что имя моего папы со временем  тоже появится на  мемориальной плите. - Я  даже не подозревала, что такое вообще может быть. Ведь почти 70 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, а ее солдат находят и сегодня! Дай Бог здоровья Александру Ивановичу, его отряду и всем, кто занимается этим   по-настоящему святым делом. От себя лично и от  имени всех сирот войны, которые не узнали, что такое отцовская забота и ласка, хочу низко поклониться этим людям, сказать огромное спасибо за их такую трудную и необходимую работу.

При этом на глаза Любови Павловны наворачиваются слезы.

- Сколько лет я жила с этой душевной болью о своем  погибшем отце. А теперь эта боль немного отступила. Моя просьба - помочь  найти могилу отца - не осталась без внимания. И вот о чем я сейчас думаю. Хорошо, если бы у нашего поискового отряда "Звезда", который делает такое великое дело, был свой фонд или счет в банке. Чтобы люди, которые продолжают  искать своих близких, погибших на войне, могли вносить посильные пожертвования, чтобы "Звезда" могла  еще больше помогать людям.

Так и хочется  к сказанному добавить -  СВЕТИТЬ людям.

Слово об отце

- Любовь Павловна,  а каким вам запомнился  папа? -  задала я вопрос.

- Я когда родилась, папа служил в Красной Армии. В 1936 году он демобилизовался. Мне тогда всего  два годика было, - рассказывает Любовь Павловна. - По словам мамы, служил папа в Красноярском крае, городе Ужур. После службы  поехал работать  на станцию Шира - это в Хакасии. Там он  вскоре стал начальником пожарной охраны, и ему  дали жилье. В августе  1937 года в нашей семье родилась Валя. А в 1938 году  снова началась мобилизация на войну, не помню, или с финнами, или на озере Хасан. И папу снова призвали в действующую армию. А мы с мамой  поехали на свою  родину - в деревню Пустынку Большеуковского района. Там жили папины и мамины родители. Папа вернулся домой. Я запомнила его работящим, заботливым. В 1939-м  у нас в семье родилась еще одна сестричка  Зоя. А в 1940 году произошло несчастье: мама попала  в молотильный барабан, ее сильно покалечило. Ее  увезли в больницу, а папа остался с тремя детьми на руках. Мама стала инвалидом, а тогда за инвалидность никому не платили.

Папа был отличным охотником, ведь там, где мы жили, стояла тайга, урман. Помню, что с охоты он  возвращался всегда с добычей: филинами, глухарями, косачами. Ловил папа и зайцев - петлями, охотился  на медведей.

Летом 1941 года папа с бригадой  косил сено с ночевкой за девять километров от дома. Домой не ездили  - не хотели терять драгоценное  сенокосное время.

Смотрю, 24 июня папа вернулся. Мы, дети,  обрадовались, а мама - в слезы. А следом  к нашему дому подъехал ходок - так называли упряжку из двух лошадей. Папа и еще двое сельчан сели в этот ходок и поехали с гармошкой, которую еще далеко было слыхать. Мама сильно плакала, а мы не понимали,  что случилось. А через два месяца, 25 августа, у нас родился братик Толя. Отец был очень рад рождению сына, писал маме, чтобы она берегла детей.  Я знаю, что на фронте с первых дней войны он был снайпером. В 1942 году папа был ранен, лежал в госпитале. Потом опять воевал. В письмах домой всегда писал: "Разобьем врага и вернемся домой".

Мама посылала на фронт посылки, пекла сдобное, вязала носки, рукавицы. Но все это возвращалось обратно, облитое бензином. Видать, посылки  попадали под бомбежку.

Мы жили  во времянке: дом папа не успел достроить. Пришел октябрь 1943 года,  и нашего папы не стало: он умер от ран в госпитале 8 октября.  Вот и все, что я о нем помню.

Совсем  скоро мы будем отмечать славную дату - 70-летие Великой Победы. Любовь Павловна  хочет написать письмо властям города Мглина, который освобождал ее отец Павел Иванович Шишанков. Она мечтает  дожить до того времени, когда фамилия ее папы будет увековечена на одной из мемориальных плит этого города.

Татьяна Василенко

Ключевые слова: новости Одесского района, Великая Отечественная война, увеуковечить, мемориал, поиск.

← Назад