В районном Доме культуры с успехом прошла премьера очередного спектакля Одесского народного театра
Это четвёртый спектакль в нашем районе режиссёра-постановщика А.П. Чернухи.
Удача – в режиссёрских находках
Удивило своеобразие композиции и многочисленные режиссёрские находки. Тема любви объединила воедино сцены из пяти произведений: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Энергичные люди» В.М. Шукшина, «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана, «Печка на колесе» Н.А. Семенова, «За двумя зайцами» М.П. Старицкого. Каждую часть спектакля предваряли вставки - слова актёров из произведений М.Зощенко, с эмоцией и энергией обращённые к зрителю и служившие прелюдией к действию. Слова удивляли,
поражали, ошарашивали. Например, перед началом сцены из «Энергичных людей» зрители услышали обескураживающее:
- Каждая женщина напоминает неразорвавшуюся гранату. Вот идёт она, и никто не знает, какая разрушительная сила в ней заключена. Женщина – страшная штука, и обращаться с ней надо, как с ручной гранатой…
Была очень удачно подобрана музыка к каждой миниатюре и каждый раз настраивала на соответствующий лад. Это был и Высоцкий со своим залихватски-разухабистым «Эх, раз, ещё раз…», и городской романс «Крутится-вертится шар голубой», и щемящая душу народная песня «Калина красная», и музыкальные этюды из кинофильмов...
Интересной режиссерской находкой было мультимедийное видео на заднике сцены в самом начале, где актёры в непринуждённой обстановке вспоминали, как они пришли в театр, отвечали на вопросы, почему пришли и что хотят, выйдя на сцену играть очередную роль. Кто-то смог раскрыться полнее, кто-то - вообще с новой стороны. Подкупала искренность. Тот же приём видео был использован и в финале постановки: на экране мелькали кадры репетиций. Мультимедиа осовременил спектакль, приоткрыв для зрителя закулисную жизнь народного театра, познакомив ближе с актёрами.
Видеопоказ использовали и на протяжении всего спектакля: для каждой части спектакля была подобрана какая-то картинка, на фоне которой и разворачивались действия. Например, для новеллы «Печка на колесе» это была русская природа.
Минимум декораций – круглый столик со стулом, скамьи и стол-трельяж – прекрасно служили героям всех пяти новелл, менялся лишь кое-какой реквизит. Так, перед действием всё той же новеллы «Печка на колесе» в глубине сцены появилась деревенская изгородь, на которую героиня вывешивала белье.
Любовь в разных вариациях
О чём поведали пять миниатюр? О бурных взаимоотношениях мужчин и женщин. О разных вариациях любви. Здесь было всё: упрёки, обличения, гнев, скандал, обман и т.д. Всё, кроме спокойствия! Игра актёров, в большинстве своём участвовавших во многих постановках народного театра, была динамичной, потому весь спектакль прошёл на одном дыхании. И, как говорят, на «ура»! А по тому, что то и дело раздавался хохот в зале, можно было судить, как весело было зрителю.
Эдаким живчиком предстал гоголевский Хлестаков (Юрий Пожидаев – он, как всегда, был бесподобен), не ходил – летал по сцене вокруг кокетливой Марьи Антоновны (дебют Юлии Донской тоже удался), которая совсем не прочь была принять ухаживания неугомонного кавалера. В конце концов, взяла инициативу на себя, победно запечатлев долгий, жаркий поцелуй на лике ухажера!
И вот уже картина утреннего похмелья Аристарха Кузьмина (Алексею Пелиху удается во всю ширь показать натуру своего героя) в шукшинских «Энергичных людях» сменяется скандалом с женой Верой Сергеевной (Ирина Гутова, как всегда, не играет, а живет на сцене): найдя у мужа записку от любовницы, в отместку написала в прокуратуру о его воровстве. Громогласные взывания Аристарха: «Вера, давай поговорим!» - ни к чему не приводят. «Лахудра!» - летит
вслед непримиримой Веры Сергеевны.
Смех зрителя вызывает уже один вид Семёна Семёновича Подсекальникова – Сени (Юрий Пожидаев опять, легок, подвижен, как ртуть, чем притягивает внимание зрителя), который пытается ночью разбудить жену Марию (известная в районе замечательная вокалистка Дарья Шнайдер пробует силы в амплуа актрисы). Это уже «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана. Интрига разрешается вопросом Сени, заставляющим зал расхохотаться:
- У нас ливерной колбасы не осталось?
Смешат упреки неработающего мужа в том, что жена якобы выгадывает на ливерной колбасе.
Достаются упреки и Фроське (Ирина Гутова убедительна и в этой роли) от мужа Василия за то, что нарожала ему пятерых дочек – это уже в миниатюре из «Печки на колесе» Н.А. Семёнова. Юрий Никифоров заставляет своей игрой не только смеяться, но и сопереживать за искренне переданные страдания. В этой единственной из пяти новелл смех вдруг сменяется пронизывающей душу грустью, когда Фроська обращается к залу:
- Эх, бабы, бабы, жалеть их надо… А кто ж пожалеет, если не мы…
Эта часть примечательна ещё и тем, что действие ненадолго переносится в зал. Попрекая жену, Василий спускается к зрителям и тем самым становится ещё ближе в своих переживаниях.
Приём переноса действия в зал использован и в следующей миниатюре - «За двумя зайцами» М.П. Старицкого. Здесь уже оба героя - Свирид Петрович Голохвастов и Проня Прокоповна - выбежали в зал и уселись в первом ряду якобы синематографа. Роли покорились Евгению Жирнову и дебютантке Дарье Шнайдер. Неожиданно громкие для девицы восклицания и хохот Прони Прокоповны заставляли чуть ли не подпрыгивать зрителя и смеяться от всей души. А в сцене немого кино участвовал почти весь актерский состав. И даже режиссёр А.П. Чернуха дважды показывался на сцене, напомнив тем самым знаменитого кинорежиссёра Э. Рязанова, игравшего эпизодические роли в своих кинокомедиях. Эта часть была, пожалуй, самой наполненной: в ней зритель увидел ещё и танец в исполнении самих актёров! И «изюминки» продолжали сыпаться…
После подытоживающих слов актёров о «препаршивейших наших характерах с дорогими нам особами» и о том, что в будущем перевоспитанные молодые люди «не будут разбазаривать своё время на разную чепуху, на всякие крики и скандалы» - вдруг так красиво зазвучала песня «Любовь на бис» в исполнении Дарьи Шнайдер, Ирины Гутовой и Евгения Жирнова.
Удовольствие и радость
…И вот уже под весёлую музыку актёры, взявшись за руки, змейкой побежали по сцене. Спектакль до конца был выдержан в одном ритме и весёлом настроении. Зал по традиции стоя аплодировал актёрам, аплодисменты усилились с выходом А.П. Чернухи: режиссёрскую работу в композиции постановки, в «лепке» игры актёров не оценить нельзя было! На сцену с улыбкой вышел глава района В.Н. Корнейчик:
- Сегодня мы многое познали о любви. Наша благодарность – за предоставленное удовольствие.
А.П. Чернуха, поблагодарив зрителя за поддержку, особые слова благодарности произнёс в адрес братьев - Дениса и Максима Стариковых - за звуковое и мультимедийное обеспечение спектакля.
Грамоты и живые цветы из рук главы получили режиссёр и актёры народного театра. Благодарные зрители тоже несли цветы на сцену, а после, обнимая, поздравляли актёров и их родных с удавшейся премьерой. Атмосфера в зале царила прекрасная! Каждому хотелось поделиться впечатлениями, отметить игру понравившихся актёров. Слышалось:
- Какое удовольствие!
- Мне часа было мало, я бы ещё смотрела!
А гостья из Полтавского района, где, кстати, нет народного театра, восхищалась:
- Я даже не ожидала, что это будет так по-настоящему!
С приподнятым настроением зрители расходились по домам. И с сожалением думалось о тех, кто не пришёл: они, ей-богу, много потеряли…
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, спектакль, режиссёр-постановщик А.П. Чернуха, премьера спектакля, произведения, любовь, актёры, игра, Дом культуры.
← Назад