Трудолюбивое семейство Русановых из села Побочино Одесского района
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Летом к этому дому в Побочино с узорными верандочкой и оградой притягивает взгляд обилие разнообразных цветов, зимой - снежные фигуры с иллюминацией. Здесь живет очень трудолюбивое семейство Русановых, которое много лет усердно занимается личным подсобным хозяйство.
Беззаветная любовь… к труду
Многие качества человека закладываются в семье. Трудолюбие - тоже. Александр Викторович Русанов, коренной житель села Побочино, - один из тех, кому любовь к труду привили родители с детства. Мама, Сусанна Андреевна, которая живет сейчас по соседству, дояркой в местном колхозе, имени Чапаева, работала, отец, Виктор Филиппович, водителем был. Дедушки и бабушки со стороны матери и отца - тоже бывшие колхозники. Александр с самого раннего детства видел, как трудились не покладая рук его родные на производстве и дома. Потому труд стал необходимостью, образом жизни. С 14-ти лет Саша зарабатывал копейку, и тоже в колхозе: силос волокушей или вручную выгружал из машины, свеклу убирал, на мехтоку выполнял разные работы.
После школы от колхоза Александр выучился в Исилькуле на водителя, решил работать в Омске, но его хватило лишь на полгода, и душа вновь позвала в деревню, на родину. Девять лет крутил баранку автомобиля в родном колхозе, пока хозяйство не распалось. Александр Русанов в числе первых ушел на вольные хлеба. А вольные хлеба для него - это личное подсобное хозяйство. Принять такое решение было непросто. К тому времени у Александра была уже своя семья. С женой Аленой взвешивали все "за" и "против". И все же решились.
Алена Дмитриева - приезжая, с родителями, Анатолием Максимовичем и Светланой Александровной, перебралась в Побочино из города Стрежевого Томской области в период перестройки. Побочинцы тогда активно мигрировали в Германию, а их дома покупали переселенцы отовсюду, в том числе из Стрежевого. Алена вскоре после окончания школы и вышла замуж за Александра Русанова, который и жену подобрал хоть и моложе на девять лет, но под стать себе - очень трудолюбивую.
- Она вообще не может сидеть без дела, - говорит супруг, - на что я люблю поработать, но Алена превзошла меня в этом - еще и меня подгонит иной раз.
На свадебные деньги купили поросят
Алена после омского педколледжа работала в детском саду Побочино воспитателем, а после сокращения перешла на заправочную станцию "Газпрома", девять лет была заправщиком. И прошло лишь два месяца, как оставила это место работы, превратившись в сугубо хозяйку личного подворья. Александр 16 лет днем трудится на подворье, а ночью сторожит детсад. Основной доход семье приносит именно хозяйство, которым они обзавелись, как только поженились. Было это в 1994 году.
- Люди на свадебные деньги в путешествие едут, машины, шубы покупают, - смеется Алена. - А мы поехали, свиней купили и как впряглись…
А впряглись они основательно, тянут эту лямку уже 21 год. Разве могло быть иначе?
- Я не жалуюсь, - признается наш герой. - Кому-то проще по вахтам мотаться. Приехал домой - две недели бухает, потом - снова вахта. Я не пью. Непьющий, некурящий… Один недостаток - работящий.
Посмеялись над шуткой, а Алена продолжила:
- Если вахта, то и семья не семья. Муж должен с женой быть, воспитывать детей. Просто не представляю, если бы Александр уехал на работу куда-то… Он очень любит девчонок… Мы решили, что нам лучше хозяйством заняться, а кто-то решил выбрать вахту…
Обустроили жилье, дают образование детям
На каждом этапе жизни Русановы ставят перед собой конкретные жизненные задачи, выполнить которые помогает собственный труд. У них родились две доченьки - Алиночка и Настенька, и пока дети росли, родители решили обустроить свой быт. Всегда уважала людей, которые трудятся со смыслом: заработанные средства используют во благо семьи. Купленный старый дом они отремонтировали до неузнаваемости: обложили кирпичом, изменили фасад, капитально утеплили.
- Он же каждую щелочку в доме заделал, - хвалит мужа Алена. - Представляете, расходовали шесть тонн угля, а после этого - всего две!
- Дома плохие - жалуются некоторые побочинцы, - горячится Александр, - а у вас руки, говорю, есть, сделайте, как вам надо!
Хозяева для корреспондента провели экскурсию по дому. Да, в такой дом звать людей - не то, что не стыдно, а в радость и в гордость. Двустворчатые двери во все комнаты - из чистого дерева, покрыты лаком, комнаты небольшие, но уютные, обои подобраны со вкусом. А в бытовой комнате - все атрибуты благоустройства: ванна, раковина, санузел. После работы на подворье зайти в эту чистоту и красоту - одно удовольствие!
Время вкладывать в жилье для Русановых закончилось, и теперь у них новая задача - дать хорошее образование детям. И они уже это делают. Алина, успешно сдав ГИА, после девятого класса поступила на бюджет в колледж, учится на менеджера, третий год съем квартиры, одежду, питание обеспечивают родители. Она собирается продолжить образование в ВУЗе. Младшая, Настя, учится в восьмом классе. Родители усердно трудятся на подворье, чтоб только их дочери стали образованными людьми.
Своих девчонок Русановы к сараю не приучали. Жалели.
- Может, и напрасно, - размышляет Алена. - Но Алина уже однозначно заявила: "В деревню не вернусь! Смотрю, как вы вкалываете, я так не хочу!" Хотя мы мечтали, что все вместе будем жить…
Крестьянин ждет поддержки
Что скажешь? Дочь имеет право на выбор. А родители пока колотятся-бьются с хозяйством, в котором сегодня птица, 12 голов крупного рогатого скота, большая часть которых - буренки, два десятка поросят, а в иные годы и 40-50 было.
Русановы живут всеми проблемами хозяев ЛПХ и считают, что, как ни парадоксально, но государство ведет политику, которая направлена против развития личных подворий. Александр приводит доводы:
- Поддержка фактически сворачивается. Молоко, мясо дешевеют. За литр молока 11 рублей дают, обычно осенью шло повышение цены, а до сих пор его нет. Хотя молоко, сыр и другие молочные продукты в магазинах уже подорожали. Субсидия уменьшилась чуть ли не вдвое - с четырех рублей до двух с половиной за литр. Дайте хорошую цену за молоко, и будет деревня работать, а не пить! По 10-12 коров будут держать. Ведь взять нашу деревню - хорошая, одна-две семьи пьют, а остальные - работяги! Будут деньги - люди будут вкладывать в дома, расширять хозяйства - значит, село будет расти! Пастбища плохо обновляются. Районное управление сельского хозяйства призывает нас складываться на обновление. Но почему мы должны это делать, а не государство? У нас в Побочино, правда, подсеял многолетку "Агрохолдинг "Сибирь", в этом году уже пасли на новой траве.
Сожалеют Русановы, что с хозяйством исчезла и ферма в Побочино. Вот где были бы рабочие места.
- Знаем, в Шербакульском районе фермы работают, - продолжает глава ЛПХ. - Дочки маленькие были, мимо колхозной фермы едем, а там - как после бомбежки.... "Это что, война была?" - спрашивают наши девчонки. В то время как раз чеченская война и была.
При снижающейся цене за продукцию ЛПХ и растущих ценах на воду, электричество, корма все меньше остается прибыли для хозяев. Прошлой весной, признаются супруги, у них даже руки опустились… Оставили они двух телочек-красавиц, думали, вырастят, сбудут и что-то для себя приобретут. Алена нет-нет, да и погладит их, а в мыслях - мечты да планы… Но не тут-то было! Вскоре поняли: чтоб удержать доход хотя бы на уровне, который был два года назад, нужно еще ввести двух коров в домашнее стадо. Пришлось для этого оставить телочек на коров.
"Гималаи" в два этажа
А уж какой это тяжелый и грязный труд на подворье, сельчанам объяснять не надо. Чтобы прокормить живность, Русановы ежегодно покупают 12 тонн зернофуража, отдают за это до 60 тысяч рублей. Это при том, что два земельных пая имеют в собственности. За зиму "Гималаи" из навоза за сараем вырастают с двухэтажный дом. Все это чистит руками хозяин, а вывозит по весне "КамАЗ" в шесть рейсов.
За все годы хозяйствования Русановы лишь один раз, в прошлом году, взяли у государства кредит в 50 тысяч рублей на ремонт сарая. Но на самом деле сделали пристройку к сараю, по размерам еще большую, чем сам сарай. А кредит Россельхозбанку уже почти выплатили. Теперь на подворье побочинских хозяев фактически два больших, теплых сарая. Хозяева позволили посмотреть. Показали закром, полный зернофуража. А какая чистота и порядок в животноводческих помещениях! Ничего лишнего. Выметено под метелочку, стены выбелены. Александр накануне залил бетоном полы в обоих помещениях, и они уже высохли. Сразу за сараями высится необъятная гора соломы в рулонах. При взгляде на нее сам по себе вырвался возглас:
- Вот это да!
- За зиму все уйдет, - усмехнулся хозяин.
"… и превратится в двухэтажные "Гималаи", - подумала я.
Труд на личном подворье преимущественно ручной. Автоматизирована лишь дойка. Александр, кроме работы скотника, выполняет и функции ветврача. Много познал за годы хозяйствования о болезнях животных, умеет лечить. Но лишним не считает посоветоваться со специалистом. Часто звонит ветврачу в Одесское Александру Бровко. Заручившись советом, покупает медикаменты, которые сейчас ох, как недешевы. Инъекции и кастрирование давно делает сам.
Без творчества нет радости
Несмотря на всю прозу жизни, в которую обстоятельства заставляют нас погружаться, творческий человек все равно живет полетом мысли и фантазии, которые несут радость и удовлетворение душе. В доме Русановых я увидела изумительной красоты вязанье и вышивку крестиком - дело рук хозяйки. И как только Алена находит время еще и для этого?! Особенно по душе пришлись вышивки нежных букетов цветов, помещенные в рамочки и под стекло. Видно, что и Александр гордится умением своей жены.
Алена с Александром признались в большой любви к цветам и посетовали, что все уже отошло…
- Люди больше помидоры садят, а мы - цветы.
Супруги увлечение, как и работу, не разделяют на мужское и женское. Все делают вместе, подставляя плечо друг другу.
А зимой возле усадьбы Русановых можно увидеть снежные фигуры: то многометровую извивающуюся змею, то Кремль… И все в красках, с новогодними гирляндами лампочек.
- Это для себя и людей. Кто-то посмотрит и улыбнется, - говорят супруги.
Дан приказ: не болеть!
- Но ведь вы сами болеете? Как управляетесь в этом случае?
- А мы приказ организму дали: не болеть! - смеется Алена. - А если серьезно, то, конечно, всякое случается: то ушибся, то простыл… Подменяем друг друга, жалеем: полежи… Хорошо, в доме стиралка-автомат, посудомоечная машина, почти полное благоустройство. Зашел в дом - можно расслабиться и отдохнуть.
А по большому счету, отдых им недоступен. Если когда удается выбраться в город, то несутся назад как угорелые, чтоб поспеть к дойке. ЛПХ не знает передышек и отпусков. Да Русановы, признаться, и не умеют отдыхать. Живут в работе как заведенные механизмы. Хотя им это нравится - "на себя и детей работаем", и мечтают они лишь об одном: чтоб хватило здоровья детей выучить да дождаться того момента, когда государство все-таки повернется лицом к крестьянину.
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района: село Побочино, семья Русановых, личное подсобное хозяйство, труд, крестьяне, подворье, животные, тяжелый труд.
← Назад