Супруги Сасыковы из Благодаровки Одесского районв воспитывают девятерых брошенных детей
В пику расхожему утверждению "Дети - это цветы жизни, но пусть они лучше растут на чужой клумбе" супруги Сасыковы из Благодаровки, Токсан Бабагомарович и Кафкар Булатовна, вырастив достойными своих троих детей, взяли на воспитание девятерых брошенных.
Политика региональных властей, направленная на уменьшение числа детских домов и увеличение приемных семей, находит все большую поддержку и в Одесском районе. Растет число таких семей и число детей в семьях. А в 2014 году даже появилась самая многодетная приемная семья в Одесском районе: Сасыковы приняли на воспитание еще троих детей. До этого у них уже было шестеро.
Живет семья в селе на самом отшибе.
На отшибе
Даже не на краю села, а на отдалении от него, прячутся среди густых зарослей деревьев несколько домов. Один из них, низенький, в светлом сайдинге, - Сасыковых. Вообще-то много лет жили они в центре Благодаровки, в большом доме, а когда дети выросли и выпорхнули из семейного гнезда, решили супруги основательно заняться личным подсобным хозяйством, купили этот старенький домик с капитальными хозяйственными постройками, где раздолье и благодать для домашней скотины и птицы. Тогда они поставили цель - помочь детям свое жилье приобрести.
Сасыковы, однако, оказались непонятыми односельчанами, которые смеялись:
- На Колыму уехали, на Камчатку!
Но и в этом домике, на отшибе, у семьи тоже было свое счастье: дети поженились, внуки родились, появилась приемная ребятня. Когда первых детей привезла Кафкар, кто-то из благодаровцев крутил пальцем у виска:
- Лежали бы на диване да смотрели телевизор!
- А я не хочу лежать на диване! - заявляет Кафкар и особо на людей не обижается. Говорит, они все равно добрые, помогли пережить ее семье прежние трудные времена перестройки и дефолтов.
… По дороге к этому дому встречаем хорошо одетую девочку с рюкзаком, на ходу увлеченно играющую с телефоном. Объясняем, кто мы и кого ищем. Марина, оказавшаяся приемным ребенком Сасыковых, согласно кивает - правильно едете. Ко двору подъезжаем уже вместе.
Кафкар Булатовна суетливо подхватилась из-за швейной машинки:
- Ой, я думала, не приедете! С утра как села… осталось два фартука сшить. Готовимся встречать гостей из Называевска - Санат женится!
Санат - третий, самый младший в семье. Окончил технологический колледж, работает оператором на одном из телевизионных каналов в г. Омске. Нашел свою любовь, и теперь предстоят свадебные приготовления. Горы голубого плюша и полотенечной ткани лежат на креслах в зале - это, по казахскому обычаю, подарки для гостей.
Старшему сыну, Сабиту, давно уж свадьбу сыграли, живет в городе. И хотя окончил колледж культуры по классу хореографии, но работает в управлении федеральной службы исправления наказаний. У него растут дочь Тамила и сын Арсен, пока единственные внуки Токсана и Кафкар. У дочери Ботагоз тоже свадьба позади. Она, как и старший брат, училась в колледже культуры, а потом - в пединституте, теперь преподает декоративно-прикладное искусство в родном для нее и брата колледже. А в том, что двое старших в семье Сасыковых изначально выбрали работу в сфере культуры, наверняка свою роль сыграла мама. Она немало лет посвятила культуре - шила костюмы: 15 лет - в Благодаровке, три года - в Одесском. И даже училась на этнографа по славянской культуре.
… Задуманное родители осуществили: помогли сыну дом построить, дочери - квартиру купить. А три года назад неожиданно для себя ступили на тернистую дорожку…
Тернистая дорожка
- Когда мы с Токсаном вдвоем остались в доме, тоска зеленая заела, - льется тихий голос Кафкар Булатовны. - Вечерами разве что своего белого кота Китекета почешем да погладим… А кого ж еще ласкать?
На мгновение задумалась, а потом вдруг улыбнулась и торопливо заговорила:
- Нам сам Бог Маратика послал. Когда работала в Одесском, каждый день ездила на автобусе. Это был год, когда училище в Буняковке стало обучать детей из школ-интернатов. И вот как-то на автовокзале замечаю - вокруг меня крутится и крутится мальчишка… Наконец осмелился: "Вы теть Зина?" "Да", - говорю. "Мне сказали родственники, которые учили, что если встречу вас, вы мне поможете". Я подумала, он мой родственник, раз знает моих родных, пригласила домой. Маратик стал ездить. То яблоко привезет мне, то йогурт - я без внимания… Бегаю себе, коров дою, шью что-то… Все дома на виду, деньги не прячу. А он то гусей загонит, то еще что сделает… А как-то приехала домой - он настирал и свои вещи, и мои… Что такое?! "Почему, - спрашиваю, - домой не ездишь?" "У меня никого нет, я из детдома…", - а на глазах слезы - видно, испугался, что прогоню. А я рот от удивления открыла. Тут дошло до меня - точно детдомовский, раз не знал, что такое бешбармак и гусь домашний… Подумала я, подумала… Да что, тарелки супа жалко? "Ладно, приезжай", - говорю.
Кафкар, бывало, вечерами учила Маратика математике, учила так, как это делала ее учительница. И у него пошли дела в гору, а был он воспитанником коррекционного класса. Так, закончил училище в Буняковке, городское N49, а теперь учится в торгово-экономическом колледже в Омске. На свадьбу дочери Ботагоз в сентябре 2012 года он приехал с поздравлениями.
- Гости разъехались, а мы сидим с Маратиком, - теплеет голос женщины от воспоминания. - "Вам тяжело одним, - говорит он, - возьмите девочку на воспитание, будет вам помощница". Я подумала-подумала и поехала в наш социально-реабилитационный центр - не знала, куда надо обращаться, а оттуда меня направили в опеку. Оксана Андреевна Харлан, которая службу возглавляет, сказала, какие документы собрать.
Вскоре Кафкар прошла в Омске курсы подготовки приемных родителей, позже их прошел и супруг. На тех курсах давали им буклеты с фотографиями и сведениями о воспитанниках детдомов Омской области. Будущей приемной матери из Благодаровки тогда сразу приглянулась Марина. Но Ботагоз через интернет нашла банк данных Исилькульского детдома и предложила взять Майру. Кафкар поехала туда и вернулась… с двумя детьми: у четырнадцатилетней Майры оказался шестнадцатилетний брат Тимур. Как можно было разлучить брата с сестрой? Хотя директор детдома Любовь Петровна предупредила тогда, что Тимур - очень сложный ребенок. Но Кафкар все же пошла на этот рискованный шаг, и 11 декабря 2012-го года в семье Сасыковых появились эти первые двое приемных детей.
Приемные дети Сасыковых
Две недели присматривалась Кафкар к ним, одела, обула. В руках Майры любая работа спорилась, и с ней хлопот не было. А вот с Тимуром пришлось тяжко. От укоренившихся вредных привычек не так-то легко отучить. Он и курил, и от спиртного не отказывался. Пришлось повоевать! Ругала Кафкар Тимура на чем свет стоит, как своих собственных детей. Зато теперь все позади, он учится в Омске, в строительном колледже, а когда приезжает домой, благодарит:
- Спасибо, ваши нравоучения помогли мне стать человеком.
А потом в семью пришли сразу четверо - сестра и три брата из Одесского: Ирина, Костя, Жаслан и Данияр. Их изъяли из семьи, где родители не справлялись со своими обязанностями. Оксана Андреевна попросила Сасыковых взять детей всего на полгода, до суда. Но суд прошел, а дети остались.
- Куда их было деть? Выгнать? - недоумевает Кафкар.
Дети подросли, старшие уехали учиться в город. Майра и Ирина поступили в технологический колледж, первая учится на стилиста-визажиста, вторая - на дизайнера.
А тут снова директор Исилькульского детдома звонит, говорит, что у нее есть трое девочек четырнадцатилетних - боится, что после пополнения из расформированных детдомов попадут в нехорошую среду.
- Возьми девочек! - просила Любовь Петровна.
И Кафкар подумала: семья осталась без помощниц, почему бы не взять. И снова поехала в Исилькуль. И снова поняла, что есть судьба и что предначертано свыше, то и сбудется: вместе с Софьей и Кристиной вышла к ней Марина - та самая, чью фотографию она видела в буклете и которую собиралась взять самой первой еще в 12-м году! Стоило ей только глянуть на девчонок - и сердце екнуло… 30 сентября 2014 года привезла всех троих домой. Снова обула-одела и приняла в свою школу воспитания.
Школа воспитания Кафкар и Токсана
Глубокая жалость к каждому ребенку живет в душе Кафкар.
- Тяжелая судьба у всех, - говорит с болью женщина. - Они столько горя пережили, что иной человек за всю жизнь не переживет. Майра говорит: "Мамка меня в детдом сдала, когда мне три годика исполнилось…" И вспоминать о тех горестных моментах эти мальчишки и девчонки не хотят.
Как я поняла, самый главный принцип воспитания у Сасыковых - трудом. Сами люди деревенские, они не мыслят жизни без труда, который облагораживает человека и ставит на верный жизненный путь.
- Девочек сразу учу мыть посуду, картошку чистить - как надо, по-моему, рассказывает хозяйка дома. - Косте на днях 15 лет исполнилось, Токсану говорю, надо его уже к сараю приучать.
Летом дети коров из стада встречают - их сейчас пять голов, огород поливают, а он большой: только капусты да помидоров по 200 кустов! К тому ж хозяин в это время в поле работает - во время сезона его принимают на работу механизатором в КФХ "Городецкий". И когда заготовки овощей начинаются, дети - в подручных у Кафкар. В этом году по 80 банок огурцов и помидоров законсервировала семья, 200 - компотов, несчетное число банок с салатами. Погреб у Сасыковых - полон, и приемные родители разрешают ребятишкам свободно брать кто, когда и что захочет. 100 голов птицы держат Сасыковы, молодняк крупного рогатого скота - все на мясо.
- Мясо мы любим, едим каждый день, - говорит хозяйка. - Вот вторую телку для этого зарезали.
Троим студентам, которые каждую неделю приезжают домой, Кафкар сумки накладывает с продуктами, как своим родным. Да они, по сути, такими для нее и стали: в общежитие отвезла им холодильник, ковер, шторы, а когда работники этого общежития узнали, что это приемные дети, - не поверили даже.
Выкраивает время Кафкар, чтобы обучить своих девчонок рукоделию - это ведь будущие хранительницы семейного очага - жены, мамы. Она им об этом толкует каждый раз, когда учит вязанию, шитью и другим женским премудростям. И они прислушиваются к словам "тети Зины"- так называют ее на русский лад приемные дети, которым здесь хорошо, уютно, будто в своем родном доме. Как хорошие садовники, которые старательно возделывают клумбы, вкладывая всю душу, так и Сасыковы-старшие растят своих "приемышей", вовсе не считая это мучением.
- Я их люблю, - признается Кафкар. - Токсан - тоже. И они это чувствуют. Дети должны видеть, слышать, что делают и говорят родители, чтобы потом брать пример и так же воспитывать своих детей. Да, я их ругаю, но и балую, как своих детей, ни в чем не отказываю. Соня, Марина сотовые телефоны захотели, Майра - планшет. Пожалуйста. Хорошие вещи покупаю им, подсказываю, как выбрать. Знаю, какая мода. Это все в жизни им пригодится. Карманные деньги даю - они тоже должны уметь ими распоряжаться. Но потом спрашиваю, как потратили.
Детям предоставлен компьютер с интернетом, огромный современный телевизор со 180 каналами. Учеба подопечных - предмет особой заботы приемных родителей. Радуются, что у всех троих девчонок сейчас уже меньше троек стало. Спасибо учителям Благодаровской школы, которые с пониманием относятся к семье, помогают детям в учебе.
Так как в их доме дети собрались разных национальностей, Сасыковы учат их соблюдать традиции своих народов - казахские и славянские.
- Запоминайте, чему я вас учу, и детям своим будете рассказывать, - наставляет Кафкар. - Ведь запомнила же я то, чему мама учила.
И как на любовно ухоженной клумбе распускаются и радуют душу богатством красок цветы, так и приемные дети Сасыковых откликаются на их труды и заботы. Каков привет, таков и ответ.
Каков привет…
На любовь и заботу брошенная родителями ребятня отзывчива. В этом не единожды убеждалась Кафкар.
- Какие они поначалу были бестолковые, болтливые, - говорит. - А теперь знают порядок.
Однажды она услышала согревающие душу слова Сонечки:
- Раньше меня тянуло куда-то, а теперь я никуда не хочу уходить…
Придя из школы, дети бросаются к своей тете Зине на шею и наперебой рассказывают, какие оценки принесли, у кого что произошло. А когда она возвращается из какой-либо поездки, признаются:
- Без вас скучно.
Ласковая, искренняя Сонечка даже как-то изрекла:
- Я чувствую, вы нас любите, как своих детей…
Да, они не только чувствуют любовь и заботу родителей, они во многом берут с них пример, а также с их детей - с Сабита, Ботагоз и… с Маратика, который будто тоже вырос приемным ребенком Сасыковых и до сих пор поддерживает с ними тесную, теплую связь.
- Маратик вечерами работает, детдомовским сиротам помогает документы оформлять, - с гордостью рассказывает Кафкар. - Квартиру получил как сирота, ремонт сделал - ламинатом пол застелил, кожаный диван купил, а деньги, полученные от государства, в банк положил и на проценты от вклада теперь ездит отдыхать - был в Сочи, на Алтае, в Геленджике. А как одевается красиво! Наши дети смотрят на него с восхищением. Он доказывает, как можно жить с умом, даже оставшись сиротой. В мае нашему Маратику исполнится 23 года.
Так бывает, если человек живет в соответствии с общепринятыми нормами и на каждом этапе своей жизни стремится к достижению еще чего-то большего.
Достичь большего
…Хозяин на улице рубил дрова, Костя крутился рядом. В отремонтированных комнатах - чистота, домашний уют и витающая в воздухе добрая энергетика, которую так и излучает сама хозяйка - в домашнем сарафане, с заколотыми с двух сторон волосами, чем сама напоминает озорную девчонку. Самые младшие, Данияр и Жаслан, семи и восьми лет, обедали в кухне. Только что вернувшиеся с занятий девчонки порхали в красивых школьных платьях по дому.
Поразило малых размеров жилище Сасыковых - как только здесь размещается столько народу? Кровать родителей стоит в прихожей - спальня и зал отданы детям. Саманный дом не только мал, но и стар - 1902-го года постройки (!), потому Сасыковы задумали возвести на своей обширной усадьбе двухэтажный коттедж. И строительство бани - тоже в их планах.
Богоугодное дело дает приемным родителям силы еще на большее…
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, приемная семья, детский дом, Кафкар и Токсан Сасыковы, село Благодаровка, девять детей, воспитание, забота, помощь, "цветы жизни".
← Назад