Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Президент России, Владимир Владимирович Путин поздравил жительницу села Белостока с 90-им юбилеем

90 лет исполнилось Кулькен Нуркушевна Козыбаевой жительнице села Белостока, Одесского района. Поздравление от президента Путина привезли гости , прочитали, вручили. Разве думала она, простая крестьянка, девочка из детдома, что такое  может быть в ее жизни?!

Надо теперь  справиться с волнением и  поблагодарить гостей за внимание, рассказать, как жила, как работала. Русский язык она знает так же  хорошо, как и казахский. Не зря ведь  шесть лет в русской школе училась, да и жила долго рядом с русскими семьями. И сейчас  живет. Все всегда делили поровну казахи и русские, никогда не ссорились.

Справилась-таки  Кулькен Нуркушевна с душевным волнением и все про свою жизнь гостям рассказала. Память у нее и сейчас ясная, говорит  она уверенно, телевизор  без очков смотрит. До сих пор и  с иголкой "дружит": шьет, штопает. Про очки при этом  знать не  знает.

Много лет уж после  прошло, но военные годы часто предстают в ее памяти. Досталось  лиха всем столько, что до конца дней   хватит. Ей, Кулькен, в 41-м  восемнадцать исполнилось. Вместе со всеми  на коровах пахала, солому  скирдовала вручную, а в конце войны и на комбайне "Сталинец" успела  поработать. Везде трудилась с полной отдачей  и в послевоенное время, куда колхозное  начальство посылало. Вот только на ферме, правда, не довелось.

В аул Каржас ее 12-летней девочкой привезли из детдома. Шел 1935 год. Как Кулькен там  оказалась  и куда бесследно пропали ее родители, она не знает. Три годика ей всего было. Сироту взяла к себе семья Нуркуша Самамбетова. Им Кулькен многим обязана  в этой жизни. Неизвестно, что бы с ней стало, если б не попала она в  хорошую, дружную семью. Семерых детей родила в замужестве К.Н. Козыбаева. Теперь у нее 16 внуков и уже 17 правнуков. Живут они  в Астане, Экибастузе, в других местах Казахстана. А еще в Омске и здесь, в Белостоке. Она, Кулькен Нуркушевна,  с 70-х годов живет  в этом доме с семьей младшего сына Каирбая и снохи Хасии.

Замуж она  вышла в 1948 году за  фронтовика-инвалида  Базаргали Байшакова, но недолго продлилось их семейное счастье. Искалеченный на войне,  муж вскоре ушел из жизни. Позже нашелся хороший человек, который не побоялся взять Кулькен  в жены с четырьмя детьми. С Кажкешем  Козыбаевым она прожила в браке более сорока лет. Дружно жили, детей растили.  Кажкеш уже  14 лет   покоится на кладбище их бывшего аула Каржаса.

- Я многое в жизни видела и много знаю, - говорит Кулькен Нуркушевна. - После войны в пекарне работала, кладовщиком, семена на токе очищала, снега много откидывала, чтоб  весной не затопило. Ни с кем никогда не ругалась, добра только людям всегда желала. И сейчас всем желаю здоровья, счастья. Может, потому и живу так долго? Я счастливая женщина и богатая. Вон,  сколько детей у меня и внуков! Всех их сегодня жду в гости. Только бы пробились  они через большой снег, не застряли в дороге. Смотрю телевизор и вижу,  какая нынче зима снежная. Ох, много-много снега…

Дети из Астаны приехали: Роза и Карлыгаш со своими семьями. И старшая дочь,  Айкен, из Омска – тоже:

-Как же тяжело было нынче ехать к тебе, мамочка! Пришлось через Павлодар добираться. Дороги сплошь занесенные, но мы все равно верили: приедем, успеем  вовремя, чего бы нам  это ни стоило, - говорят дочери.

К ним присоединяются  сыновья Тулеген, Каирбай, внуки и внучки. Они целуют, обнимают любимую маму, бабушку, от души поздравляют с юбилеем, желают здоровья и долгих лет жизни.

- А Нурия скоро  приедет? - вдруг с  непонятной тревогой в голосе   спрашивает  Кулькен Нуркушевна.

Нурия… Это уже  отдельная история. В  1940 году 17-летняя Кулькен взяла на воспитание трех осиротевших племянниц. Старшей из них  было пять лет, средней - три года, а младшенькой, Нурие, всего восемь месяцев.

В суровые военные годы, когда было холодно и голодно, этот поступок можно вполне приравнять к гражданскому подвигу. Своих детей у Кулькен тогда еще не было, и всю  нерастраченную материнскую любовь  она отдала этим детям: Баркен, Нуриле и Нурие. Старших теперь уже нет в живых. А 72-летняя Нурия, преодолев нелегкий путь из Казахстана,  вскоре тоже  появилась в доме Козыбаевых.

- Это моя единственная мама, - со слезами на глазах говорит  пожилая женщина. - У нее такое щедрое сердце, что  ее любви и заботы всегда на всех нас хватало. Никогда не делила детей на своих и приемных. Справедливая всегда была. Замуж всех  нас выдала. Поклон ей за это до земли. Нурия  крепко обняла свою маму. Сколько неподдельной любви при этом было в ее глазах! Вот так повернула жизнь: в свое время осиротевшую девочку Кулькен воспитали люди, ставшие ей родными. А когда пришла беда и трое  малышек племянниц этой семьи тоже остались без родителей, юная Кулькен не побоялась никаких трудностей и тоже приняла их как своих детей.

Не знаю, чьи это стихи, но дочка  Карлыгаш, приехавшая из Астаны, прочитала их своей маме со слезами на глазах:

 Ходи к своей маме в гости,

Пока мама жива.

Она ни о чем не спросит,

Усадит тебя сперва.

Не скажет,

           что редко бываешь,

Тихонько вздохнет  про себя.

Подарков  не надо -

                        ты знаешь,

Лишь видеть ей

                   только б тебя.

Спокойно и просто

                        встретит,

Крутым угостит чайком,

И ты не всегда заметишь,

Как мать 

             улыбнется тайком.

Она до порога проводит

И долго еще стоит…

И слушает, как ты уходишь,

И вновь потом ждет и ждет.

И снова в бессонном  окошке

Белеет ее голова.

Ходи  к  своей маме в гости,

Ходи, пока мама жива!

Татьяна Кочерга

Фото автора

 

Ключевые слова: новости одесского района, юбилей, дети, поздравления, семья, внуки, правнуки, военные годы, многодетная мать, материнская любовь.

← Назад