Одесситка Екатерина Никифоровна Аксенова уже почти 27 лет ухаживает за сыном - инвалидом детства
Инвалиды детства, как правило, не могут жить без помощи других людей. Берегиней для Сергея Аксенова почти 27 лет является его мама - Екатерина Никифоровна Аксенова, простая, скромная женщина, многодетная мать.
Закалка трудом
Семья Сыпченко с Украины, Черкасской области, перекочевала сначала через весь Советский Союз в Хабаровский край, а через несколько лет - в Одесское Омской области. Здесь жили отец и брат Анны Трофимовны Сыпченко. К тому времени у нее с мужем, Никифором Федоровичем, было трое деток: сын и две дочки, а четвертый родился уже в Одесском. Екатерина была второй в семье, и воспитывали их строго, смалу приучали к труду.
Катя подростком каждый день утром провожала коров до Седьманской рощи. И встречала вечером, чтоб коровы не сделали потраву. И обед еще относила отцу, который пастухом работал в колхозе. Он и чабаном был, а мать - телятницей, сторожем. Жили тяжелым колхозным трудом.
Привили родители детям уважение к старшим и чувство единства большой семьи. Когда дети выросли и обзавелись своими семьями, слово отца так и оставалось законом для всех. Скажет: "Сегодня возим солому!" или "Рубим птицу!" - и все дети сходились "гуртом" делать работу в отчий дом.
Жизнь с детства будто бы закаляла Екатерину, готовя к большим испытаниям, о которых она тогда даже думать не думала. Привитые в крестьянской семье трудолюбие и терпение помогли ей выстоять в самые отчаянные моменты.
Сын родился в день землетрясения в Армении
Катя окончила механико-технологический техникум и стала технологом мукомольной промышленности. Трудиться начала на одесском хлебоприемном предприятии лаборантом, а вскоре стала мастером. Однажды в командировку прислали на ХПП из Кормиловки электрика Владимира Аксенова. Екатерина познакомилась с ним. Понравились друг другу, и в 1978 году появилась новая семья. Родились Дима, Витя. В 1988 году появился на свет третий сынок - Сережа.
- Было это 7 декабря, в день землетрясения в Армении, - тихо говорит Екатерина Никифоровна. - И этот день я никогда не забуду…
Он стал предвестником ее личной беды…Три года все шло как обычно. Младшенький рос, развивался, как все дети. Был подвижным ребенком с осмысленным взглядом. На приеме в больнице детский доктор Василий Павлович Бублик, внимательно осматривая Сережу, восклицал не раз:
- Ой, держите! Вот шустрый какой!
Начало страданий
А когда исполнилось сыну три года, поставили редкий на тот момент диагноз - фенилкетанурия. В крови появилось много белка, и начались видимые изменения. Городской врач-генетик потом объяснит, что болезнь развилась уже внутриутробно, но, пока Екатерина ребенка кормила грудью, баланс питательных веществ был соблюден, и болезнь никак не давала о себе знать. А как только малыша перевели на общий стол - хворь вышла наружу.
Известие о болезни сына стало потрясением для матери. Врачи предложили ей отдать Сережу, хоть на время, в городской дом ребенка, где ему было бы обеспечено правильное питание и лечение. И она отдала.
- Не могла я в домашних условиях обеспечить моему мальчику нужное питание, высчитать калории… Где я тогда могла взять крупу саго, которая ему крайне нужна была? - объясняет свой шаг мамочка.
Но через два года, когда нужно было Сережу переводить в интернат, который находился в Любинском районе, в селе Алексеевке, Екатерина сына забрала домой. Посмотрела, говорит, на карте - а это так далеко! Когда она сможет видеть сына?
Осталась вдвоем с Сергеем
С возвращением Сергея началась совсем другая жизнь в семье Аксеновых… Основной груз проблем взвалила на свои плечи мать: она и ухаживала за ним, и лечила. И умудрялась при этом работать. На ХПП так и прошли для нее, мастера, 22 года, а потом шесть лет была техничкой на куломзинской нефтебазе. И еще бы работала, да попала под сокращение.
В 2000 году умер Владимир Григорьевич, и на женщину свалилось еще больше забот о семье.
- Я уже привыкла одна лямку тянуть, - признается.
К тому времени дети выросли. Дмитрий уехал в Балтийск, живет с семьей. Любимой внучке Екатерины Никифоровны уже 15 лет, и они мечтают о встрече. Виктор живет в Одесском. Сейчас в родном доме она осталась вдвоем с Сергеем.
Слушает шансон
… Сергей встретил меня такой радостной улыбкой, словно мы с ним самые близкие друзья.
- Он очень любит гостей, - тоже улыбается Екатерина Никифоровна и подставляет ему к креслу столик. Наливает чай, кладет мед и другие сладости.
А мы сидим за другим столом, разговариваем, Сергей в это время слушает звучащую музыку. Но временами, кажется, прислушивается и к нашему разговору.
- Он все понимает, только не говорит, - продолжает рассказывать о сыне женщина, - вернее, говорит только одно слово - "мама". Если прошу что-то принести, он принесет. Очень любит новую одежду - красивое! Вот купила ему футболку - и он так радуется.
- Любимое занятие Сережи?
- С детства любит музыку. Я покупала до этого ему магнитофоны, на год - по три! Он разбивал их. И не понимаю до сих пор, как он находил кассеты любимых певцов, а он обожал Журавлеву, Газманова, Аллегрову. Третий год, как купила ему музыкальный центр и поставила высоко на шкаф, чтоб не разбил. Сейчас у него изменились предпочтения - слушает шансон.
У самого потолка в гостиной висит и телевизор с плоским экраном. В приступах агрессии Сергей может разбить и телевизор, и музыкальный центр. Так болезненно он реагирует на непонравившееся действие и даже слово.
- Не то подала, не то сказала, - Екатерина Никифоровна прекрасно изучила сына,- и следует вспышка гнева и агрессии. Стараешься не провоцировать, но это, бывает, не предугадаешь. Когда немного успокоится, я говорю ему: "Ну, пойдем в душ". А душ он тоже очень любит. Утром обязательно принимает, и в течение дня еще два-три раза может сходить.
Люди жестоки и завистливы
Ей очень жаль своего сыночка, и болью в материнском сердце отдается жестокость и зависть людей. Не может она забыть, как однажды сын гулял на улице, а мимо проезжала легковая машина, и девушка чуть ли не по пояс высунулась в окно - как на диковинку, смотрела на Сережу. После этого Екатерина Никифоровна взяла ссуду и двор обнесла высоким забором из профнастила, который теперь скрывает ее сына от чужих любопытных глаз…
А был еще случай, когда слова нанесли душевную рану…. После подтопления 2007 года Аксеновым пришлось поменять пол, потолки, часть стены, подлить фундамент. После сделали отделку современным материалом снаружи и внутри. С улицы теперь их дом, с пластиковыми окнами, покрыт желтым сайдингом, имеет красивую красную крышу. В общем, выглядит очень прилично. Вскоре после ремонта Екатерине Никифоровне передали слова одной женщины:
- А что ей не делать - она на сына получает деньги!
Она ответила:
- Передайте: пусть придет на недельку и посидит с моим сыном, я ей месячную пенсию отдам, а сама в это время подлечусь в больнице…
Не хватило духа отдать
Она не скрывает, что на недееспособного сына получает пенсию вместе с единовременной выплатой и пособием по уходу почти 22 тысячи рублей. А ведь до недавнего времени и пенсия гораздо скромнее была, а пособия по уходу вообще не было. И каких моральных и физических сил стоит эта жизнь с сыном-инвалидом, даже не передать словами. После многолетнего приема лекарств, сдерживающих агрессию, появилась с 20 лет у Сергея еще и эпилепсия. Из-за непредвиденных приступов даже совсем на не долгое время оставить его стало еще сложнее. Хорошо, что находятся помощники - племянник Денис Сыпченко и муж сестры Анатолий Гашок. Они и подстригут-побреют Сергея. Если у того настроение хорошее. А Денис оставался с ним, когда Екатерине Никифоровне понадобилось срочно съездить к офтальмологу в город. Часто выручает и помогает советом медсестра нашей районной больницы Галина Михайловна Троян, она к тому же и соседка Аксеновых.
- В последнее время еще тяжелее стало, - признается мать, - он следит за каждым словом и все чаще просит: кушать-кушать…
Предвидя все более усугубляющуюся ситуацию, Екатерина Никифоровна задумалась над будущим и сделала еще одну попытку определить сына в специализированное учреждение. Тем более что в социальной службе сказали, что лет через шесть придет их очередь, А она вдруг пришла через два года! И у Екатерины Никифоровны не хватило духа пойти до конца.
- Нет-нет, - сказала, - передвиньте очередь.
А ей ответили, что раз она отказывается сейчас, то уже навсегда теряет право на получение путевки для сына в дом инвалида. И тогда она решила: «Пусть будет со мной, пока ноги мои ходят…»
… 7 декабря Сереже исполнится 27 лет. Мама с сыном сядут в этот день вместе пить чай со сладостями, которые Сережа очень любит. А Екатерина Никифоровна вспомнит тот страшный день землетрясения в Армении, когда родился ее сыночек…
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Екатерина Никифоровна Аксенова, семья Аксеновых, многодетная мать, сын инвалид детства, судьба, простая семья.
← Назад