О культуре поведения рассказывает педагог-психолог училища Одесского района
Второй год работаю в училище, поэтому ранним утром езжу на работу. Автобус «Одесское-Благодаровка» отправляется в 7.30, и прохожих встречаю очень редко. Поэтому свое самое первое "Здравствуйте!" произношу кассиру автовокзала. Милые девушки дарят свою улыбку и в ответ - "Доброе утро!".
Но так бывает не каждый день. На перроне автовокзала часто можно встретиться с молодежью, которая отправляется в город в этот ранний час. Вот тут-то можно услышать такое разнообразие "чисто русской лексики", что становится страшно. Пройти мимо не позволяет мое воспитание. Пытаюсь сделать замечание и провожу мини-беседу о том, что разговорная речь богата добрыми словами. Однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в общественных местах, да и от друзей. А разве не приятно слышать, когда к тебе обращаются со словами: "Доброе утро!", "Добрый день", "Всего хорошего!"… После таких слов хочется улыбаться, поднимается настроение, хочется сделать человеку что-нибудь хорошее, проявить не только внимание, но и заботу.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.
Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".
Проблема культуры общения сегодня стоит достаточно остро. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью - это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих. Не скрою, что и в учебном заведении, где я работаю психологом, часто можно услышать "крепкое словцо".
Проблеме искоренения нецензурной брани и созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию были посвящены мероприятия в училище.
Во всех группах проведено анкетирование "Твое отношение к сквернословию". Оформлен стенд о мотиваторах добрых слов, подготовлена для студентов "Памятка добрых слов". Проведен конкурс рисунков "Дерево добрых слов", каждая группа в рисунке постаралась показать свое знание добрых слов. Создание " сада" вежливости, гармонии и красоты украсило фойе училища.
Р. Гавриленко, педагог-психолог.
Ключевые слова: новости Одесского района, культура поведения, речь, училище, хамство, нецензурная брань, "Памятка добрых слов", конкурс рисунков "Дерево добрых слов", "сад" вежливости.
← Назад