Ночная работа кочегара котельной в селе Побочино Одесского района
Редакция начинает цикл материалов о людях, которые работают по ночам. Сегодня рассказ о том, как проходит смена у кочегара котельной.
Мы подъехали к котельной N8 в Побочино к девяти вечера. Вот-вот начнется смена у Андрея Анатольевича Асабина. Дверь распахивается, и улыбчивый парень выходит навстречу:
- Проходите, я смену не принимаю, вас жду.
Конечно, мне интересно посмотреть. Глазами слежу за Андреем и его сменщиком Виктором Шелюхиным, а ручкой пытаюсь фиксировать в блокноте его действия: Андрей смотрит показания термометра, манометра и записывает их в "Сменный журнал котельной". Расписывается в другом журнале "Расход угля в котельной", куда кочегары заносят приход-расход угля за день и за ночь. Суточная норма на эту котельную - 1 тонна 350 кг, но ночью холоднее, поэтому расход угля больше. Здесь же, в бытовке, продолжаем разговор.
- А как вы принимаете уголь?
- Вот сегодня пришел "КамАЗ",- рассказывает Виктор Шелюхин,- я его закидал в ангар, позвонил диспетчеру и занес показания в журнал.
Сегодня привезли - 23 800 кг твердого топлива.
- А можно посмотреть, как хранится уголь? (Ворота плотно закрыты на задвижку).
- Можно, но если мы откроем, уголь посыплется на пол, закрыть не сможем… Вот будем подкидывать, тогда и посмотрите,- улыбается Андрей.- Вы надолго приехали?
- Хотела на всю ночь… Но боюсь, не выдержу…
- Да что вы! Это тяжело. Ночь выматывает.
- А вам неужели спать совсем не хочется?
- Если дома отдохнуть днем, то ночь выдержать легче.
- А какое время дежурства самое тяжелое?
- Хуже всего на рассвете - с пяти до семи утра. В это время мы начинаем обычно отзваниваться в диспетчерскую, рассказывать, как прошла ночь. И перезваниваемся с другом из Белостока.
Оказалось, что Андрей так сдружился с Анатолием Петровичем Кислицыным, что они и в смены записываются вместе, чтобы ночами звонить и поддерживать друг друга.
21.15. Нашу беседу прерывает звонок. Котельная - режимное предприятие, и без согласования с начальством сюда зайти не удастся.
- Кто это?
- Мастер наш. Олег Николаевич. Он говорил, что подъедет.
С Олегом Николаевичем Гардером, депутатом районного Совета, мы знакомы давно, поэтому разговор начинаем с шутки.
- Сегодня все мои котельные на ушах. Вы как сказали, что на всю ночь едете, так я им время и распределил: сказал, что в Белостоке будете с 12 до двух ночи, в Желанном - с двух до четырех…
- Ну вы и пошутить… Мы-то только к Андрею Анатольевичу приехали.
- Вообще-то нам не до шуток: топить скоро нечем будет - количество угля урезают каждый год. Машинисты уже по минутам знают, сколько времени лопата угля горит!
- А, правда, когда подкидывать пойдете?
- Вот единица будет - тогда и пойду. - И Андрей показал на манометр.
Как только стрелка там приблизилась к единице, он стремительно пошел к котлам.
Схватив фотоаппарат, я бросилась за ним.
- Да вы хоть близко не подходите, будете в угольной пыли, - пытается остановить меня начальник. - Да не улыбайтесь. Вот если я приду в белой рубашке, через полчаса ворот у рубашки будет черный. Вы не смотрите, что здесь вроде бы чисто. Пыль угольная садится на одежду.
Андрей, взяв тачку, подъехал к воротам, открыл щеколду. Ангар был, действительно, заполнен под завязку. Уголь посыпался на пол. Мой собеседник быстро подобрал его и закинул лопатой в тележку.
- А как вы взвешиваете уголь? - мне интересно, потому что в журнале учета счет идет на килограммы. Но, оказалось, у кочегаров есть свои хитрости.
- А что его взвешивать? Вровень с бортами входит 100 кг, с горкой -120 кг. Это давно проверено за годы работы,- говорит Андрей, подвозит тележку к котлу и начинает уголь забрасывать в топку.
Андрей Асабин родился в Семипалатинской области, но в 1990 году родители переехали из Казахстана в Россию, поселились в Павлоградском районе. Там он и закончил школу. После знакомства с женой переехал в Одесский район. Он многодетный папа: вместе с супругой Светланой воспитывает троих детишек. Старшие хорошо учатся в школе, младший - посещает детский сад. Машинистом котельной Андрей работает четвертый год. 12 декабря 2011 года он пришел в этот коллектив. Но первый рабочий день ничем особенным не запомнился. Дни и дежурства похожи друг на друга. Зимой дежурит у котлов, летом вместе с другими членами бригады занят на ремонте систем отопления. Прошлым летом работы немного было, а до этого и в Одесской школе N 1 ремонт системы отопления делали, и в Побочинской школе, и в актовом зале центра культуры и досуга. Машинисты сами делают ремонт и в котельных, где работают: белят, красят, моют, чинят котлы. Сами они и поддерживают чистоту на рабочем месте. В Побочинской котельной, можно даже сказать, уютно. Есть в бытовой комнате и диван, и даже душ. Правда, сейчас он не работает - ТЭНа сгорела.
Вопросы никак не кончаются, но Андрей стойко выносит любопытство журналиста.
-А днем легче работать?
-Так же.
- А если сделаете перерасход угля, что будет?
- Ничего не будет. Если холода, ясно, будет пережог.
- Тогда это падет на плечи организации, - это уже Олег, не выдержав, добавляет. - Вначале угля хватало, а потом стали нормы приводить в соответствие с площадью отапливаемого здания. Потом рассчитывать объем воды, который нужно нагреть…
Манометр показывает меньше единицы, Андрей тут же прерывает разговор и идет подкачивать воду. Часы показывают 22.00. Через две-три минуты мы продолжаем беседу.
- А когда теперь будете уголь подбрасывать?
- Сегодня тепло, днем через окна солнцем здания нагреваются, поэтому можно полтачки в час, а в морозы - за час целая тачка уходила.
- Что нужно, чтобы быть передовиком на этой работе? Какие качества?
- Ответственным надо быть, свою работу хорошо выполнять, - и мой герой смущенно умолкает. И вдруг подскакивает и бегом бежит к котлам.
- А что случилось? Куда это он?
- Давление сбросить, - показывает на манометр Олег Николаевич, - видите, стрелка дошла до цифры четыре.
- А если вы не сбросите давление?
- Тогда труба лопнет где-нибудь.., - поясняет вернувшийся Андрей.- Система так сделана.
- А если уснете на работе?
- Здесь не так опасно, как на газовой котельной, котел не затухнет, но долго спать все равно не будешь - замерзнешь…
- Между прочим, и так холодом тянет…
- Так, уголь просыпался, и дверь в склад открытая осталась.
- И все же мне интересно, как при таком режиме экономии вам удается поддерживать температурный режим в зданиях?
- Если без эмоций, - опять включается в разговор мастер участка Олег Гардер, - то на 60 тонн меньше только на Побочинскую котельную в этом году выделено угля, это примерно расход на весь февраль. Если ветра нет - тепло и в школе, и в детском саду, но как только подует ветер - все, натопить невозможно. Но все же из-за теплового режима наши учреждения не закрывали. У нас есть график расчетных температур, подписанный и главой района В.Н. Корнейчиком, и нашим начальником В.И. Караваем, его мы и придерживаемся.
- А ну-ка, покажите этот график…
- Да вот он, на самом видном месте висит.
Мы изучаем бумагу, которой руководствуются кочегары. В графике зафиксированы температура наружного воздуха и нормы нагретой воды - на подаче и на обратке.
- А где можно посмотреть эту температуру?
Андрей подводит к термометрам на трубах - все показатели действительно соответствуют графику: на подаче 56 градусов, на обратке - 46. Вновь возвращаемся в бытовку, но мой собеседник тут же выходит - надо подкачать воду в систему - на манометре меньше единицы.
- А если вы подкачиваете воду, а давление не поднимается?
- Сразу звоним Гардеру, сторожам школы и детского сада, идем обследовать трассы. Ведь это означает, что где-то порыв. Сейчас легче работать, все побочинские трассы мы заменили на полиэтиленовые, они наверху, смотреть легче, - рассказывает Андрей, а сам наливает кофе.
- Чай, кофе хотите?
- Нет, спасибо. А сколько раз вы пьете его за смену?
- Пять-шесть раз.
- А в литрах?
- (Смеется). Не считал.
22.25. Андрей снова идет подкидывать уголь. А потом, проводив нас, садится на диван перед манометром. Его смена продолжается…
Марина Губенко. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, кочегары, котельная, ночная работа, смена, дежурство, подкидывать уголь, манометр.
← Назад