Не перевелись Кулибины на земле одесской (часть 2)
Машинка для поездок в магазины
Мы побывали дома у Владислава Хмарука. Кое-как пробрались по глубокому снегу на задний двор, где отдыхают его самодельные машины - те, что еще остались в хозяйстве конструктора. Ручки мотоблоков лишь чуть выглядывали из снега, а машинку, которую часто в теплое время года одесситы встречают на улицах своего села, можно было рассмотреть получше. Аккуратная кабинка в заклепках, заводская фара впереди, зеркало.
- Здесь мопедовский двигатель, 50-кубовый, - представляет свое детище мастер. - Кабинка создает комфортные условия для водителя - защищает от ветра и непогоды, в ней помещаются два человека. Езжу на ней с ранней весны и до поздней осени. Это будет уже третий сезон.
- А для чего предназначена машина?
- Для поездок в магазины, по всяким хозяйственным нуждам.
Хотя во дворе В. Хмарука стоит еще и заводская "Калина", весь его интерес сосредоточен на собранных своими руками машинах.
В мастерской Владислава Хмарука
Провел меня Владислав и в свою мастерскую - саманный домик, в котором его семья прожила первые четыре года в Одесском - до тех пор, пока хозяин не выстроил новый на этой же усадьбе. Большой, отделанный синим сайдингом, красавец дом притягивает взгляд, а неказистый, старенький домишко прячется где-то сбоку. Тем не менее он продолжает служить: хозяин проводит в нем немало часов, воплощая в жизнь новые проекты.
Мастерская отапливается большим котлом заводского производства. И хотя сегодня хозяин его не топил, остатки тепла еще ощущаются. И во многом это благодаря тому, что Владислав котел реконструировал.
- Вот, видите, - и он показывает на боковой стенке две горизонтальные прорези - вверху, с отогнутым вверх железом, и внизу, с отогнутым вниз железом, - снизу захватывается холодный воздух, за счет чего создается хорошая тяга, и тепло быстро, за полчаса, наполняет помещение уже через верхнюю прорезь.
Владислав показал еще одно свое изобретение отопительной системы - большую металлическую бочку во второй комнате саманного домика. Благодаря ей семья Хмарук сумела пережить зимы в этом холодном домишке, где поначалу даже одежда примерзала к стенам.
Один из самых ценных и дорогих станков в мастерской - токарный. Изобретатель говорит, что в свое время за него отдал столько, сколько стоила корова. Есть и другие станки и приспособления, всякий инструментарий.
Горы железа лежат в разных местах - это все материал, который может пригодиться мастеровому человеку. Он время от времени навещает пункты приема металлолома и скупает там кем-то выброшенные железки. А кто-то из сельчан, зная об увлечении Владислава Хмарука, отдает ему ненужные в хозяйстве механизмы. Вот, например, висит у входа в мастерскую поржавевшая "тарелка" - радиоприемник.
- По нему еще, наверное, в Великую Отечественную фронтовые сводки слушали, - говорит Владислав.
Степка, мини-трайк и ветряк
Рассказывая об истории появления на свет железного Степки с гаечным ключом в руке, напоминающего робота и словно на страже стоящего у входа в мастерскую, вспоминает:
- Дед Леша Кобец отдал бензобак с мотоцикла "Урал" - поржавевший изнутри. Я покрутил, покрутил. Ну, куда его? Где-то видел: из бака туловище для железного человечка сделали. Нашел, что было под рукой, приспособил, и получилась вот такая скульптура из железа. В Омске же сделали такую сантехнику Степанычу, вот и я свою назвал - Степка.
- Еще одну машинку покажу вам, - с этими словами В.С. Хмарук из мастерской вынес на улицу подобие детского трехколесного велосипедика. И по тому, как он нес, было видно, что ноша-то совсем не легкая.
- 27 килограммов весит, - будто подслушал мои мысли Владислав. - И хотя маленький с виду, но может повезти и взрослого человека, даже с весом больше сотни килограммов. Я называю эту машинку - мини-трайк, или мини-мопед. Делал его для сына Сергея, вот, видите, даже позади сделал приспособление для прицепа, чтобы что-то еще и везти можно было.
И опять отмечаю, как он мастерски сделан: аккуратно, и выкрашен как в заводских условиях.
- Я пробовал краской покрывать с лаком, - трет рукой бензобак мини-машины Владислав.
Показал он и ветряк - ветряной двигатель в форме большого двукрылого пропеллера с вмонтированными внутрь проводками и лампочками. От ветра конструкция вращается и вырабатывает электроэнергию, от которой загораются разноцветные огонечки. Мастер повертел ее в руках - действительно, горит! Вообще-то этот ветряк был прикреплен к крыше дома. Представляю, какая это была красота вечером, в ветреную погоду!
Что согревает сердце конструктора
Чувствуется, как захватило Владислава Хмарука изобретательство, с которым со временем пришло и совсем иное осознание жизни. Для него такие утехи, как алкоголь и табак, остались далеко в прошлом, а в настоящем появились новые ценности.
- Я всем говорю: жизнь и так коротка, - делится сокровенным Владислав, - чтобы тратить ее на всякую ерунду. Сколько полезных, интересных дел на свете, их бы успеть сделать!
И он, конечно, прав. Идеальный вариант: зажечь бы еще огнем изобретательства наследников, передать бы им свои инженерные умения! Вот только вопрос: кому? Казалось бы, в первую очередь - сыну Сергею, ведь столько идей рождалось, столько машин по болтику, по винтику собиралось на его глазах! Однако 15-летний Хмарук-младший так и не "заболел" увлечением отца. Значит, не родился он с этим пристрастием. Зато, к папиной радости, трехлетняя дочурка Мариночка тянется к технике, просит:
- Купи машинку!
Зыбкая надежда… Ну, какой из девочки, будущей жены и мамы, изобретатель? Этот талант - как редкий дар природы. А, может, внуки, которым еще предстоит родиться, примут эстафету конструирования от деда? Владислав не исключает и такое. Говоря об этом, едва заметно улыбается: далекий светлячок надежды согревает сердце конструктора…
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Владислав Сергеевич Хмарук, картинги, гоночные машины, кружок, Дом детского творчества, мотоблоки, тракторы, сенокосилки, увлечение, изобретение новых механизмов.
← Назад