Не перевелись Кулибины на земле одесской (часть 1)
Нет, не перевелись еще на нашей земле Кулибины. Один из них - Владислав Сергеевич Хмарук, собравший недавно очередную машину - на этот раз гоночную для Дома детского творчества.
За свои 42 года он собрал столько разных тракторов, мотоблоков, сенокосилок, снегоходов, что, как сам признается, "на руках и ногах пальцев не хватит". Да еще делает так старательно, аккуратно, что многие не верят, что машина самодельная. Одесский Кулибин немного сердится и говорит:
- Другой раз не буду красить, чтоб видели, что не заводская.
…Мы с Владиславом Сергеевичем сидим в классе Дома детского творчества, где он с этого учебного года преподает одесским мальчишкам мастерство вождения гоночных машин - картов. Высокий, сухощавый, спокойно рассказывает об увлечении, ставшем для него неотъемлемой частью жизни, источником вдохновения и неизбывного интереса к изобретению новых механизмов.
Его технические притязания появились не вдруг, не на пустом месте...
Отец был мастер на все руки
Наш герой родом из Громогласово. Местность там не такая, как в других селах района - неровная, овражистая. Дом Хмаруков стоял на горе. Там отец, Сергей Иванович, и мастерил свои машины, которые легко можно было завести с этой самой горки.
- Сам не ездил, - с теплом рассказывает об отце Владислав, - он удовольствие получал от процесса изготовления машины, а испытывать помогал друг, Юра Алексеев. Снегоходы в середине 80-х только входили в моду, отец решил собрать такую машину сам. В печке выливал ступицы, орудовал ножовкой, напильником. Раму делал из кровати и вообще использовал много бросового материала. Из ремней с комбайна и камер от телеги делал колеса.
Вспоминает также, как отец делал трехколесный мотоцикл… Отливал ось, тисов не было - все на коленке мастерил.
- Эх, если бы отцу все станки и инструменты, что доступны каждому сейчас!.. - сожалеет Владислав.
Во дворе Хмаруков всегда был мотоцикл, вернее, разные марки: "Ява", "Минск", "Восход", "ИЖ" - словом, все, кроме дорогого и труднодоступного в те годы "Урала". Так дети приобщались к технике, да и ко всему тому, что умел делать отец, у которого были поистине золотые руки. А Сергей Иванович еще умел выкладывать хорошие печи и даже камины в сельских домах. Кстати, жилка строителя передалась и Владиславу: он за свои 40 с небольшим лет построил своими руками два дома - один в Громогласово, другой - в Одесском, на улице Первомайской, где сейчас и живет с семьей. Так что Владислав со своим назначением на земле как мужчины уже справился вдвойне.
- Отец любил технику, но всю жизнь работал чабаном, и эта работа ему тоже была по душе, - с благодарностью вспоминает Владислав дорогого человека, который пробудил в детях творческое начало и любовь к животным. - И я пас на лошади овец. Сестра Оля с тех пор очень полюбила лошадей, а вот вторая сестра, Татьяна, даже может отремонтировать телевизор.
Брат тоже собирал машины
Увлеченность брата Александра конструированием тоже сыграла свою роль в развитии технических способностей у Владислава. Он в свое время собрал своими руками трактор, мотоблок, косилки, и младший брат приглядывался ко всему, что тот делал, мотал на ус. Александр уже много лет работает в социально-реабилитационном центре и доказал за эти годы, что является творческим человеком. Но, что касается технического конструирования, то младший брат пошел дальше, и теперь старший даже консультируется с ним по каким-то вопросам.
Новое изобретение
Как же распоряжается парком самодельных машин Владислав Хмарук? Через время он их продает, чтобы воплотить в жизнь очередную новую идею. Предпоследним его изобретением стал снегоход на гусенице из деревяшек - на нем еще успели покататься по заснеженному котловану мальчишки из кружка "Юный картингист". Но и снегоход он недавно сбыл. А последним его изобретением стала гоночная машина - карт.
В Дом детского творчества В.С. Хмарук пришел по приглашению с начала этого учебного года. В гараже, что находится за зданием детской школы искусств, находятся четыре заводских карта, один из которых был подарен известным автогонщиком, а ныне министром спорта Омской области Александром Фабрициусом. Владислав, обладая еще и художественными способностями, изобразил на двери гаража картингиста в карте с надписью "Юный картингист".
И опять не дает покоя техническая мысль, постоянно пульсирует - и задумал Владислав собрать модель, которая была бы более удобна и эффективна в использовании. Так как дома у него есть все станки и приспособления, собирал карт дома, в нерабочее время. И мальчишки из кружка помогали, чем могли. Раму, трубочки снял со старого карта, а трубы, диски, электроды - купил.
- Заводские гоночные машины - низкие, а этот карт повыше, хоть где может пройти, - разъясняет преимущества своей модели руководитель кружка, - удобнее в него садиться, он легче в управлении и обслуживании. На заводских картах шведские двигатели - для них очень дорогие запчасти нужны, а у меня двигатель с бензопилы - его мы в силах починить и сами. На час езды нашей машине бензина хватает полтора литра, а заводским картам - и трех литров мало.
Владислав вместе с тем критично относится к своему детищу, считая, что еще нужно дорабатывать движок - слабоват, летом они еще поэкспериментируют с ним. А его воспитанники довольны.
- Прикольно! - отзывается о самодельном карте Максим Коровкин. - Удобно сидеть, легко управлять, и скорость нормальная.
Мальчишкам здесь занятно: водить карты они уже могут, а еще хочется исследовать их изнутри и научиться устранять поломки. А главное - поучаствовать бы в соревнованиях, помериться силами с другими гонщиками. Кстати, посещают кружок и трудные подростки, те, которые стоят на учете в полиции и в комиссии по делам несовершеннолетних, здесь у них интересная, наполненная жизнь.
Проблем у картингистов хватает. Самая большая из них - нет трассы для тренировок. А когда пробовали упражняться в езде на хоккейной коробке, камешками покрышки порезало, теперь - без резины… Транспортировать карты к спорткомплексу тоже нечем. Но хорошо то, что проложили тротуары, и теперь по ним хотя бы безопасно можно с мальчишками перекатить вручную карты.
Эта сложная-сложная педагогика
В.С. Хмарук специальность техника-электрика получил в сельхозтехникуме, а работал вначале электромонтером на громогласовском отделении. Когда семья перебралась жить в Одесское был электриком в коммунхозе, оператором контрольно-измерительных приборов на котельных. И вот он - педагог технического кружка. С техникой он, понятно, "на ты". А как удается обучение и воспитание детей? Ведь педагогика - наука особая, сложная.
- С детьми очень тяжело, - не скрывает Владислав. - Особенно с современными. У брата опыт работы с ними уже большой, он говорит, чем дальше, тем дети сложнее. Их на самом деле трудно чем-то увлечь. Если и получилось, то ненадолго. Сосредоточенно они могут работать короткое время, нужно все время менять вид занятий.
Человек рождается с этим
Рос Владислав, набираясь опыта, не только практического, но и постигая теорию и опыт других с помощью популярных в советские времена журналов: "Юный техник", "Техника молодежи", "Крылья Родины". А главным источником знаний считал для себя журнал "Моделист-конструктор".
- Сейчас-то какую душе угодно информацию можно в интернете найти, но почему-то дети и молодежь не интересуются этим, - недоумевает мой собеседник. - Есть страница в ютубе wwwladable, кстати, на ней выставлены ролики о той технике, что сделал я, и там обмениваются мнениями все интересующиеся.
Владислав размышляет о происхождении того увлечения, которое неизбывно по жизни зовет его за собой:
- Мне кажется, человек уже рождается с этим. Ведь как интересно из ничего сделать что-то!
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Владислав Сергеевич Хмарук, картинги, гоночные машины, кружок, Дом детского творчества, мотоблоки, тракторы, сенокосилки, увлечение, изобретение новых механизмов.
← Назад