На базе Одесской школы N1 состоялось выездное совещание руководителей муниципальных органов управления образованием Омской области
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На базе Одесской школы N1 состоялось выездное совещание руководителей муниципальных органов управления образованием Омской области с участием министра образования С.Н. Канунникова. Его тема: "Управление повышением качества основного общего образования на муниципальном уровне (образовательная область "Филология")"
Работникам образования Одесского района, по всему видно было, немало пришлось покорпеть, чтоб подготовиться к совещанию такого уровня. Богатые выставки поделок и рисунков воспитанников и педагогов Дома детского творчества, методических наработок учителей-филологов, работ и экспонатов поискового отряда "Звезда" Желанновской школы (рук. А.И. Лонский) занимали все свободное пространство у стен актового зала. Классные комнаты были заранее распределены и подготовлены для работы по группам, оборудованы средствами видеопоказа. Чтоб накормить гостей завтраком, а позже и всех водителей обедом, устроить кофе-брейк, в поте лица трудились работники столовой Одесской школы N1 - готовили, обслуживали, а стряпню, разносолы свезли все школы района. За всем происходящим как хозяйка принимающей школы постоянно следила директор М.В. Шапаренко.
…И показали фильм о районе
По традиции таких совещаний, глава В.Н. Корнейчик рассказал о развитии и достижениях Одесского района. Сообщил о ремонте крыш, окон, систем отопления в школах, успешном осуществлении программы "Школьный автобус", привлечении молодых кадров в школах, в том числе посредством обеспечения жильем. Сообщил глава, как заботится район о физическом воспитании и здоровье детей: за последние пять лет на средства из разных бюджетов отремонтировано восемь школьных спортзалов, на оздоровление из районного бюджета финансирование увеличилось до 1-1,5 млн рублей ежегодно. Иллюстрацией к сказанному послужил фильм, снятый Одесским коррпунктом ГТРК-Омск об Одесском районе.
Безграмотный учитель не научит грамоте
О состоянии предметной области "Филология" на уровне общего образования доложила первый заместитель министра образования Т.В. Дернова. В число отмеченных районов, в которых стоит проблема с кадрами (учителя не имеют высшего образования, в качестве учителей работают юристы, экономисты и т.д.), наш район не вошел. Сейчас, когда в 9-х классах стоят задачи углубленного изучения текста, формирования навыков написания сочинения, 56 % учителей в области работают в традиционном режиме, который не позволяет научить писать сочинения. Как показывают результаты, более 50% учащихся не могут понять задание и развернуто, логически изложить свои суждения на бумаге. В 2014 году не сдавших экзамены учащихся в области было 1,4%, а в этом году - 1,5%. Ребята знают теорию, но практическое приложение этих знаний на практике низкое. Т.В. Дернова подчеркнула: если учитель неграмотно говорит, то он не научит правильно говорить и детей. И привела пример:
- Недавно были в одной школе области, на стенде висят рекомендации, как правильно писать сочинение. Глянула - и глазам не поверила: какое количество орфографических и пунктуационных ошибок!
Нужно, чтоб соблюдался единый речевой режим, а для этого учитель должен систематически исправлять устную и письменную речь детей. Как показывают результаты мониторингов, учащиеся не могут выделить части речи, определить основу предложения, отличить простое предложение от сложного и т.д. Сложным для восприятия остается отдел фразеологии. Неумение работать с текстом - проблема всех школ. Как показывают мониторинги, неплохие знания по русскому языку ребята показывают в начальных классах, а с 5-го класса начинается провал. С иностранным языком та же проблема, что и с русским, - неумение логически и грамотно выразить свои мысли. А потом она, эта проблема, "выстреливает" на ЕГЭ.
В числе других районов Одесский был назван среди тех, чьи учителя участвуют в различных областных конкурсах, и это очень хорошо. Но Т.В. Дернова отметила, что после анализа учительских работ выявлены те же ошибки, что и у детей…
Первые в области
Председатель комитета по образованию Одесского района Е.Ю. Журавлев дал развернутую картину состояния дел в области филологии - с анализом и оценкой происходящих процессов. Самым главным достижением районного образования в этом году стало 1-е место в области по среднему баллу по русскому языку, в прошлом году мы были третьими. Хотя мониторинги показывают, что остаются проблемы по разделам русского языка: морфология, синтаксис, лексика, фразеология. Слабые места в изучении иностранных языков - грамматика и лексика. Евгений Юрьевич подчеркнул, что слабо идет работа наших методобъединений по обобщению и распространению опыта. Методическая работа должна быть направлена на реальную помощь педагогу, на поиск новых форм деятельности.
Министр образования С.Н. Канунников сделал установку:
- У нас показатель в этом году чуть лучше, чем в прошлом, но ниже по сравнению с общероссийским. Мерилом нашей работы должны стать результаты экзаменов. Все девятиклассники должны их сдать!
Товар - лицом
Презентация лучших практик общеобразовательных учреждений Одесского района по повышению качества преподавания учебных предметов образовательной области "Филология" происходила одновременно в трех группах. Школьный звонок оповестил о начале работы. Корреспондент побывал во второй, где речь шла о формировании метапредметных (межпредметных) результатов обучения через организацию проектной деятельности обучающихся. Сообщения сопровождались видеопоказом.
О формировании проектно-исследовательской деятельности у ребят при реализации проекта по немецкому языку "Немецкое поселение на территории Омской области" на международной платформе GlobalLab в рамках деятельности стажировочной площадки ИнКО "Школа как центр творчества и развития одаренности детей" рассказала учитель иностранного языка Oдесской школы N2 И.В. Зубко. Как она сказала, в ходе пяти этапов работы ребята не только узнали историю появления немецких поселений, но и научились планировать работу, а главное - лучше изучили немецкий язык.
Опытом индивидуальной проектной деятельности во внеурочной работе по предметам "Русский язык" и "Литература" по программе HotPotatoes поделилась зам. директора по учебной работе Белостокской школы И.П. Косицина. Она рассказала, как с помощью удобной в пользовании программы HotPotatoes можно ребятам уже с 5-6 классов создавать кроссворды по русскому языку. Эта работа увлекает и дает навыки рациональной организации труда.
О формировании метапредметных результатов через проектную деятельность в ходе реализации программ внеурочной деятельности "Пресс-центр" и "Киндер-ТВ" сообщили педагоги дополнительного образования Одесского дома детского творчества Л.П. Никифорова и Т.А. Ложникова. Дети в ходе учебы в объединениях не только получают представление о профессиях журналиста, оператора, монтажера, но и совершенствуют навыки владения устной и письменной речью, навыки общения.
В роль министра не так-то просто и войти…
Участники совещания работали очень плотно, была лишь 15-минутная кофе-пауза - и снова звонок, на этот раз на деловую игру "Принятие управленческих решений на основе результатов, полученных в ходе мониторинга образовательной области "Филология". Все участники были разбиты на пять условных групп: "Учителя", "Директора школ", "Методисты района", "Председатели районных комитетов" и "Министры". Проводили игру преподаватели института развития образования Омской области, в группе "Учителя" - И.И. Артамонова. Корреспондент наблюдала за игрой именно этой группы. Всем участникам раздали таблицы с итогами выполненных заданий по русскому языку в 5-м классе. Нужно было разработать, кто, когда и как будет решать выявленные в ходе мониторинга проблемы. Не сразу председатели комитетов смогли войти в роль учителей, но, когда вошли, задание выполнили гораздо раньше прозвеневшего звонка.
На подведении итогов отчитывались о выполнении заданий, и, оказалось, что труднее всего пришлось "министрам".
- Нам досталась самая непонятная роль, - говорила представительница группы. - Что происходит в министерстве, нам неизвестно. Модераторы нас все время возвращали на уровень…
Но с заданиями все успешно справились и доложили совещанию.
Нужна скрупулезная, каждодневная работа над содержанием образования, повышением качества образования - вот те мысли, которые все время витали в воздухе и стали выводом этого плодотворного совещания.
Татьяна Пелих. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Одесская школа №1, совещание руководителей образования, министр образования С.Н. Канунников, филология, выставка поделок, работа по группам, председатель комитета по образованию Одесского района Е.Ю. Журавлев, учителя, филологи.
← Назад