Корреспондент газеты Одесского района проработала в редакции 30 лет
Сегодня Татьяне Алексеевне Пелих, исполнилось 55 лет, она проработала в редакции газеты Одесского района 30 лет. Мы старались разносторонне представить ее нашим читателям.
Мечтали ли Вы стать журналистом?
Никогда. Ни сном, ни духом. Ближе к страшим классам я мечтала стать юристом, адвокатом, чтобы защищать обездоленных. О журналистике совсем не думалось. Хотя этот путь был предначертан - это тоже речь, русский язык. Я была привержена к гуманитарным наукам, любила русский язык, литературу. Когда мы переехали в новую квартиру в Орехово, после строителей нашелся словарь Ожегова. Я посчитала это знаком, потом этот словарь уехал со мной в Алма-Ату. В Джамбуле, в пединституте, куда я попала работать преподавателем по распределению после Казахского государственного университета, писала в стенную газету, потом по просьбе нашей заведующей кафедрой, написала рецензию на спектакль ее мужа в областную газету "Знамя труда". После этого меня заметили и стали давать поручения писать об институтской жизни. Выйдя замуж, я переехала в Одесское. Шел сентябрь 1983 года. В Одесской школе свободных ставок не было, и я пошла в райком партии. Виталий Иванович Куликов, работавший 3-м секретарем, спросил, не хочу ли я поработать в газете, и, узнав, что небольшой опыт у меня был, позвонил Раисе Петровне Кашинской. Редакция располагалась через дорогу. После собеседования меня приняли на работу. Так я стала литературным сотрудником сельхозотдела. Хотя, по сути, с чего начинается работа журналиста, я не знала. Свой первый материал тоже помню. Это был рейд по организации горячего питания школьников в селах Лукьяновского сельского Совета, тогда много уделялось внимания тому, чтобы дети с самых первых школьных дней полноценно питались. Много народу было, возглавлял эту комиссию А.Ф. Малицкий, тогда был заведующим РОНО Б.И. Бреловский. Материал вышел, Редактор сказала, что он понравился. Дни работы в редакции шли. Я все ждала, когда меня будут учить, но никто ничего не говорил. Я была в недоумении: ни замечаний не было, никто не хвалил.
Главное правило Вашей профессии?
Главное правило для меня, как и у врачей: не навреди человеку, не обидь ненароком в своих материалах. Я этого боялась всегда. Еще много других правил есть: написанное максимально должно соответствовать действительности, хотя избежать субъективизма в журналистике не получается. Мы пропускаем всю информацию через призму своего восприятия жизни. Все очень относительно.
Ваш самый счастливый день на работе?
Их было много. Большое счастье - это вся наша журналистская работа, которая приносила удовольствие и радость все эти 30 с лишним лет. Весь мой труд в редакции был счастливым. И награды было радостно получать, но еще больше радости было, если мои материалы реально помогали людям. Хоть чуть-чуть. Хоть на йоту. Многие говорят: ну напишете, что толку? Помню, наводнение в Ново-Павловке. Я поехала, зашла к тете, посмотрела, как живут люди в этих домиках, как в сырости находятся дети, и написала небольшой, на эмоциях, кричащий материал "Социальный инфаркт Ново-Павловки". Его обсуждали на заседании райкома партии. И Николай Степанович Дьяков, который работал тогда 1-м секретарем РК КПСС, сказал: "Вот как надо писать - остро!" Лишь через несколько лет я случайно узнала, что благодаря этой статье некоторым семьям дали квартиры в Лукьяновке. Это такое счастье - помогать человеку!
Ваше отношение к деньгам. Сколько нужно денег, чтобы хватало?
Многие не понимают, но деньги для меня - это средство жития - и не более. Даже мой муж говорит, что его жена на деньги не жадная. Считаю, если человек трудится честно и добросовестно, средства себе на хлеб, даже с маслом, он заработает. А больше и не надо. Большие деньги развращают, начинается гонка: еще надо, еще. На сегодня денег хватает. Накоплений нет, ну и не надо. Переживали мы и более трудные времена, когда в редакции восемь месяцев не платили зарплату, а в «Сельхозтехнике» вообще не давали годами. Как-то мы дожились, что даже спички и соль не на что было купить. Тогда помогли соседи-пенсионеры - заняли немного денег. Надо трезво оценивать ситуацию, тратить, исходя из своих возможностей, только на самое необходимое. Надо иметь небольшой запас в кошельке, до последней копейки никогда не расходовать. Это из семьи пошло. Там, где ты растешь, ты учишься. У нас семья была трудолюбивая, зарабатывали немного, но всегда копейка имелась. Мама говорила: "Держи деньги про черный день".
Какой совет родителей пригодился больше всего?
Родители для меня - это святое. Чем больше лет, тем больше всплывает того, чему они нас учили, что говорили. В семье нашей росли трое детей, мы впитали все их жизненные уроки: быть вместе, не предавать друг друга, помогать в любой ситуации. Когда я приезжаю в Каскелен - это пригород Алматы, и мы собираемся вместе, мои родные готовы для меня отдать все, и я - так же. У нас было не принято ругаться, мы никогда не дрались. Если кто-то угощал, несли сладость домой, чтобы разделить поровну на всех. Вспоминается такой случай: 60-е годы, мы живем в Сосновке Таврического района, мне лет 6-7. Взрослые дали 3 рубля на шоколадные конфеты. Мы с сестрой отправились в магазин. Путь был не близкий - через лесок, через котлован. Конфет вышло так много, что они закрыли все дно хозяйственной сумки. И мы дорогой несколько раз останавливались, чтобы поглядеть восхищенным взором. Но ни одной конфетки не съели. Нам было радостно принести домой и всем вместе их есть. Это был как ритуал. Родители нам говорят: "Какое счастье, что вы выросли такими хорошими людьми, мы вас любим". Мы тоже, пока родители живы, стараемся говорить им эти слова: "Как мы вас любим!"
Особую роль в нашем воспитании сыграла бабушка Маруся. Родители на работе, а она - с нами. Это она привила любовь к сказке, к народной украинской песне. Сколько их было перенесено в студенческую среду, разучено с подружками! Молитву "Отче наш" я тоже впервые услышала от бабушки.
Ошибки, которые совершают молодые
Каюсь. И пеплом посыпаю голову свою. Ошибок было не так много, но все они тяжким бременем на душе лежат до сих пор. Самая большая ошибка моя, когда в материале я живого человека назвала покойным, перепутав его с братом. Когда узнала об этой оплошности - так плакала, такой стресс был! И теперь выработала правило: если есть хоть малейшее сомнение - перепроверь десять раз! Еще вспоминаю, как по молодости поехала в Пришиб, на кормозаготовки. Агроном, не помню его фамилию, все мне рассказал, я записала, половины не поняла, переспросить постеснялась и вышел материал! А там много специальной терминологии, а я даже не считала, просто понятия не имела, что надо считывать с тем, кто дал интервью. А потом этот агроном встретил Раису Петровну и сказал: "Что она там написала!" Так стыдно было! А мелкие ошибки - они часто проскакивают.
Что такое "школа жизни" и где Вы ее прошли?
Если говорить о профессии, то школа жизни была в самом начале. Это наши ошибки. Когда нос разбиваешь, учишься. А для нас, журналистов, школа жизни никогда не кончается. Всю жизнь работаем и чему-то учимся. Нескончаемый процесс, как процесс познания профессии. Все время что-то изобретаешь, придумываешь, что-то в новом свете представляешь. Всегда есть чему поучиться у коллег, даже у самых молодых. У всех есть чему поучиться. Все надо брать в копилку. У меня есть комплекс отличницы, с которым живу всю жизнь. Это, наверное, - из школы и университета, которые окончила с золотой медалью и красным дипломом. Стараюсь все сделать максимально хорошо и в семье, и на работе. Но это тяжело, потому что отдаваться любому делу надо на 100 процентов.
Откуда Вы берете вдохновение?
По цепочке приходит. Это такой беспрерывный процесс. Ты делаешь одно, эта работа приносит радость, потом появляется больше вдохновенья для другого дела, и ты идешь дальше. Часто вдохновение дают люди, герои наших публикаций. Встретишь интересного человека - и у тебя уже в запасе есть факты, информация, ты чувствуешь, что может получиться неплохой материал. Получается, люди наперед это вдохновение дают. Еще - события: важные для страны, района, для сельчан. Построили детскую площадку, храм такой открыли, колхоз "Ганновский" купил новый трактор! Источников вдохновенья у журналистов много...
Самая невероятная идея, которую Вам пришлось воплотить в профессии
Я способна на отчаянные поступки, но не в профессии. Здесь все продумано, просчитано. Но однажды был такой случай. Е.Я. Сеначина послала меня в Благодаровку, делать материал о Бутченко к партийной конференции. Был жуткий мороз, я была беременна, а пока добралась на автобусе до места, разыгрался сильнейший буран. Пока дошла от остановки до своих героев, обморозила нос и мочки ушей. Вместо того чтобы переночевать у героев своих публикаций, я решила возвращаться. На "скорой помощи" доехала до первого перемета, возле которого уже выстроилась колонна машин. "Скорая" вернулась в село, а я выпрыгнула и заскочила в стоящий впереди бортовой "Газ" со словами: "Замерзать, так вместе!" - и уселась рядом с двумя мужчинами. "Газ" медленно пробивал дорогу. Люди, попавшие в перемет, начинали замерзать, кто-то грелся водкой. Телефонной связи не было. Часа через три мы пробились, и со словами «Слава Богу!» вышла у дома, а водитель автомобиля поехал к дорожникам за подмогой оставшимся в поле людям. С тех пор на морозе мой нос и уши всегда напоминают о бесшабашной молодости.
О чем жалеете?
Жалеть не о чем. Все получилось хорошо. Я не ожидала, что эта профессия принесет столько радости. Были победы на областных конкурсах журналистского мастерства и на Всероссийском конкурсе "Патриот России". Я воспринимала это как подарки судьбы. Эти победы помогали уверовать в свои силы, понять, что и я что-то могу в профессии. Я только благодарю судьбу за эту возможность. Влачить кандалы труда - это не про мою работу. Педагог по образованию, я попала совсем в другую среду и нисколько не жалею. А работая семь лет со школьниками как педагог дополнительного образования ДДТ, смогла реализовать и свои профессиональные навыки.
Я решила, что мои сыновья должны быть большими и добрыми
О семейных ценностях
Ну и вопросы! Как экзамен прямо! Для меня семья на первом месте. Так было у моих родителей, хотя, конечно, и работали на совесть. В 23 года я резко поменяла свою жизнь - захотела детей и решила выйти замуж. Работая два года преподавателем на кафедре русской и зарубежной литературы в институте, я видела много умных, красивых женщин, которые отдавались науке, не выходили замуж, не рожали детей. Были такими "синими чулками". Меня родители учили другому. Уже была выбрана тема научной работы, в Москве должна была начаться стажировка, но я сделала резкий поворот. Познакомилась с будущим мужем, вышла замуж и родила двух сыновей. Мы их вырастили, считаю, неплохими людьми: они самостоятельны, они в профессии, добрые, любят родителей. Что еще надо? Младший сын Илья уже создал свою семью, у нас появилась сноха Марина, и я вижу, что он впитал те ценности, которые мы старались привить.
О судьбе
Отчасти я верю в судьбу. Но верю и в то, что человек своей силой воли, решительностью способен ее менять. Когда в Каскелен приехал мой будущий муж, вошел в наш дом - такой большой, и, наклонив голову, сказал "здравствуйте", я сразу решила, что мои сыновья должны быть именно такими - большими и добрыми.
О религии
Мы - поколение, воспитанное на атеизме и диалектическом материализме. И это вечное противоречие духовного и материального меня мучило. Но в памяти была бабушка Маруся. Как она молилась каждый день перед сном. Мама - коммунистка, но в нашей семье всегда стряпали пасхальные куличи и в Троицу украшали дом березовыми ветками, а пол устилали травой. В минуты, когда наступает сложная жизненная ситуация, а рядом нет близких, уповаешь на Бога. Я так пришла к религии, хотя человек не воцерквленный. Может, это еще впереди... Но я стараюсь ходить на службы, принимала участие в крестных ходах - это приносит облегчение душе. Я пришла креститься в 32-33 года, когда имела уже двоих детей. Они, маленькие, выдержали всю службу, простояв у моих ног, только чуть-чуть подскуливали. Вышла из церкви с огромным чувством облегчения, как будто сделала большое и важное дело. Я вообще не знаю, что бы я делала, если бы не верила в Бога. По утрам обязательно читаю молитвы: 30 раз - Иисусову и 12 - «Богородице, дева, радуйся». По выходным слушаю проповеди А.И. Осипова на 12 канале. Но хочу сказать, чтобы слова дошли до Бога, молиться надо с верой и благоговением, а не просто бесчувственно оттараторить текст. Было много вопросов, много сомнений, потом поняла: если это помогает жить, значит, надо верить.
О домашних делах
В общем-то работа по дому делится на женскую и мужскую, но есть и такая, которую мы делаем вместе с мужем Володей. Кухня, дом, уборка - это мое. Ему потяжелее, на улице. Сейчас еще держим кроликов. Есть работа, когда требуется объединения сил всей семьи, тогда подключаются дети. К примеру, когда проводили газ, пришлось ломать и выносить печь, помогали и сыновья, и сноха. Все вместе мы сажаем картофель, пропалываем, делаем субботник на своей территории. Если мы ждем много гостей, мои мужики очень хорошо помогают: наваливаются и быстро накрывают стол. Они все могут готовить, сервировать. Моя любимая работа по дому - утюжка белья. И летом, когда оно солнцем высушенное, и зимой, когда пахнет морозом. А еще люблю стирать руками, даже пользуюсь стиральной доской. Если настроение хорошее, любая работа по дому в радость.
Об увлечениях
Я люблю читать. Это наслаждение познала с детства. Научилась читать рано. Помню, мы жили в селе Бердянке Азовского района. Там при клубе была библиотека. Полки книг. Каждый поход сюда - праздник. Наберешь книги, сложишь в авоську, придешь домой и перебираешь…с какой начать чтение. Мы с подругой Зоей Мацковской, это уже в Орехово было, по вечерам гуляли, пересказывая друг другу сюжеты книг. Воображение работало. По сей день чтение для меня - наслаждение. Не бывает дня, чтобы я не читала художественную литературу. Сейчас взялась за 12-томное собрание сочинений Теодора Драйзера, прочла романы «Стоик», «Титан», «Финансист». Его герой Кооперфильд - это гений и злодей одновременно. Красавец. Очень любопытный персонаж. А потом чтение - это погружение. Русская литература - такое богатство, такой язык! Настоящий, не конгломерат какой-нибудь. Какие сюжеты! Чувства! Я люблю перечитывать Антона Павловича Чехова, если грустно - беру в руки "Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Читаю Лескова - очень любопытный писатель, наслаждаюсь прозой Куприна, Бунина. Люблю "легкую" зарубежную литературу - Конан Дойла, например. Книги - это целый мир. Здорово, что они есть.
О здоровье
Временами вытягиваю себя из болезненного состояния. Я считаю, надо верить в то, что лечение поможет. Если идешь к врачу - верь его назначениям, если просишь помощи у природы - тоже надо верить. При любом сбое организма всегда ищу, что мне может помочь. Лекарства, травы, системы - очень много всего изучила. Если туго - делаю гимнастику на природе, люблю лежать на земле. Обнимать деревья. Изучила их энергетику. Все делаю с молитвой. Проверила на себе дыхательную гимнастику Стрельниковой, лечилась медом и пчелопродуктами, пила талую воду. Организм обязательно подскажет, что ему необходимо в данный момент. Еще очень нужен аутотренинг - мы не умеем расслабляться, голова всегда занята мыслями, живем в вечном стрессе, беготне. Хотя бы на минуту лечь и ни о чем не думать, оказывается, очень тяжело. Надо помнить, что все твое лечение начинается с головы, с мыслей, установок. Твори добро и с ним иди в мир!
Фирменный рецепт семьи Пелих
Торт "Нежность"
Для теста:
200 г сметаны
0,5 банки сгущенки или заварного крема
1,5 ст муки
1 ст сахара
1 ч ложка соды, погашенная в горячей воде
Все вымесить и вылить в форму, смазанную маргарином. Выпекать в умеренно нагретой духовке 25-30 минут. Желательно духовку не открывать, чтобы корж поднялся и был пышным.
Для крема:
200 граммов сливочного масла
0,5 банки сгущенки
Толченые грецкие орехи
Все взбить. Корж достать из духовки, разрезать пополам вдоль, смазать кремом обе половины. Сверху украсить какао или сахарной пудрой.
Марина Губенко
Фото из семейного архива
Ключевые слова: новости Одесского района, журналист, юбилеи, материалы, газета Одесского района "Пламя" всегда с вами".
← Назад