Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Каждый третий ребенок в Одесском районе рождается одарённым

Каждый педагогический коллектив имеет свои методики, наработки, фишки, но, чтобы опыт педагогов стал достоянием их коллег, комитет по образованию района провел ряд семинаров для представителей администраций школ и педагогов. Первой принимала гостей Одесская школа №2, которая с 2012 года стала региональной стажировочной площадкой «Школа как центр творчества и развития одаренности»

Банк одарённых детей
Презентовала коучинг-проект «Система развития и сопровождения одарённых детей, проживающих в сельской местности» директор школы И.А.Бородавкина. Затем педагоги на двух диалоговых площадках, используя медиапрезентации и интерактивные формы, показали свои методы работы. Получился не только анализ опыта работы педагогического коллектива за последние пять лет, но и план действий на последующие годы. В коллективе сложилась определённая система работы с одарёнными детьми, в которую входят и массовые мероприятия, организованные в школе, и взаимодействие с родителями, и индивидуальная работа со способными детьми, и внеурочная деятельность.
Так образовался банк одарённых детей, были разработаны этапы выявления способностей и наклонностей ребёнка. Работа начинается в начальной школе. Об этом опыте рассказала учитель начальных классов Н.В. Бреусова. Уже в самом начале обучения учителя применяют современную диагностику: тесты, заполнение карты интересов, разрабатывают индивидуальный маршрут развития личности. Заметную роль здесь играет определение форм: олимпиада, кружки дополнительного образования, участие в конкурсах, предметных декадах. Педагоги дают возможность ребёнку участвовать в исследовательской деятельности, лучший результат достигается, когда рядом с ребёнком - понимающие родители.
Коллективу есть чем гордиться: в региональном этапе школьных олимпиад стали победителями Егор Кривобок и Юлия Лукина (обществознание) и Никита Кукурека (право). Звание лауреата региональной научно-практической конференции «Поиск» получил Алексей Гуляев, а Дарья Сиденькова и Ольга Шумейко завоевали немало наград от муниципального до международного уровня по изобразительному искусству. Финалисткой национального конкурса «Ученик года» в Красноярске стала Алина Федосова. Станислав Шнайдер, принимавший участие во Всероссийском кастинге детского журнала «Ералаш», за победу в конкурсе скороговорок приглашен на летние киноканикулы в Москву.

Проекты, марафоны, дискуссии
Учитель истории и обществознания К.В.Гардер рассказала, как происходит развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности. Ученику даётся возможность мыслить, сравнивать, анализировать, идти к результату, разрабатывая проекты, приносить пользу обществу. В гуманитарных науках – это и участие во всевозможных Интернет-проектах, как пример - разработка тура по улицам села Одесского к юбилею Победы, в котором ученики рассказывали о героях-земляках, именем которых названы улицы села. Успешным опытом участия школьников в телекоммуникационных проектах поделилась учитель обществознания И.А. Бородавкина, и участники семинара предложили сделать практикум по этой теме.
Тему развития одарённых детей в школе продолжила Е.Б. Шипилова. Она является координатором школьного интеллектуального марафона, который ежегодно проводится в Одесской школе №2. Это своеобразное многопредметное состязание школьников. Интересные и познавательные задания с элементами игры по школьным предметам раздаются классам на линейке, каждый выполняет задания по всем предметам. В результате составляется рейтинг учащихся, выявляются дети, подающие большие надежды в той или иной области знаний. Обычно интеллектуальный марафон заканчивается командными соревнованиями между учителями и учащимися или крупными мероприятиями – спортивными соревнованиями между учителями и учениками, «Папа, мама, я – спортивная семья», театральным фестивалем, к примеру.
Ещё одна форма развития одарённости детей – участие в исследовательской деятельности. Об этом рассказала координатор школьного научного общества «Созвездие» Е.П.Панибудлас. Начинался этот проект в 1997 году ежегодными научно-практическими конференциями, но уже к 2002-2003 году сложилась система работы: была создана постоянная творческая группа, разработана программа НОУ «Созвездие», которую утвердили на педагогическом совете. За весь этот период в искусстве ведения дискуссии упражнялись более 60 ребят. Треть из них выступала с докладами на муниципальном уровне, 26%-представили свои исследования на региональных научных конференциях.
Опытом развития творческой одарённости в художественной деятельности поделилась Н.Д. Бережная. Вместе с ученицами она выезжает на плэнеры, организует способным ученикам проблемные задания на уроках. Пожелание участников семинара к Наталье Давидовне – организовать выездные выставки картин учеников по школам района.

После уроков
Работе со способными и талантливыми детьми тесно в рамках школьной программы, поэтому на второй диалоговой площадке тему продолжили педагоги дополнительного образования, учителя, организующие кружковую деятельность.
С опытом работы выступили учителя физической культуры Т.А.Кистнер и Е.В.Самойлов, которые рассказали, как личность ребенка раскрывается с помощью занятий спортом.
Вместе с учителем иностранного языка О.В. Дерксен участники диалоговой площадки сделали цыпленка из киндер-сюрпризов и удивились: оказывается, познавать чужой язык очень весело.
Лидерские качества ребенка проявляются и в общественной жизни. О школьном самоуправлении, как о механизме развития социальной одарённости говорила педагог-организатор П.В.Коробейникова.
Изюминка школы – создание закрытых групп в социальных сетях - одна для членов адмиралтейства, вторая – для всех учащихся. В группе для членов адмиралтейства идёт обмен и обсуждение сценариев школьных мероприятий, которые выкладываются затем в ленту новостей с комментариями. Вторая группа – «Подслушано в Одесской школе №2» -форум для учащихся. Администраторы групп предлагают поучаствовать в опросах, выкладывают клипы, каждый участник группы может выложить туда и новость со своей личной страницы. Не помещают в Интернет негативную информацию и грубые комментарии, их просто «забанивают». Администрируют группы Полина Васильевна и ученик школы, имя которого содержится в тайне. Педагог-организатор считает, что такая форма очень помогает в работе: можно и отсмотреть контакты и интересы детей, и внести изменения в сценарии с учётом мнения детей, и быстро получить обратную связь.
Как выявить одаренность художественной направленности у ребенка на своём мастер-классе показали педагоги дополнительного образования В.В.Ветрова и Д.М.Ребизант. С помощью тестов они определяли, готовы ли педагоги к работе с одарёнными детьми. Участники диалоговой площадки лепили и рисовали, некоторые проявили недюжинные таланты. Да иначе и быть не могло. Современная школа требует инновационных подходов к обучению. Жаль, что не смогла услышать всех выступающих – диалоговые площадки шли одновременно в двух аудиториях. Но почему-то так захотелось в школу!
Опыт педагогов Одесской школы №2 встряхнул участников семинара и заставил посмотреть по-новому на себя и свою работу. Следующее мероприятие в рамках коучинг – проекта пройдет осенью.

 

Марина Губенко. Фото автора.

 

Ключевые слова: новости Одесского района, одарённые дети, комитет по образованию, педагоги, коллектив, Одесская школа №2, директор школы Ирина Александровна Бородавкина, интеллектуальный марафон, работа с детьми, опыт педагогов, современная диагностика, тесты, коучинг-проект.

.

 

← Назад