Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Двадцать лет работает в газете Одесского района корреспондент Татьяна Кочерга-Василенко

Сегодня у обозревателя газеты "Пламя" всегда с вами" Одесского района Татьяны Николаевны Кочерга-Василенко юбилей со дня рождения. В этом году также исполняется и 20-летие работы в штате редакции. А еще - она родилась в год создания Омского отделения Союза журналистов России, в котором состоит почти уже десять лет.

О себе

- Татьяна Николаевна, почти сорок лет вы пишете в  "районку", а сегодня стали сами героем газеты...

- Это так необычно, и я очень волнуюсь…

- Посылала ли вам судьба какие-то знаки или вы стали сельским журналистом случайно?

-  Думаю, не случайно. Наверное, мама первая что-то почувствовала: "У нас Таня якась ны така - вона ким-то у нас будэ". Еще в третьем классе я увидела в газете "Сельская жизнь" конкурс для детей и решила послать туда свою сказку. Прошло некоторое время. Однажды отец заходит в дом взволнованный: почтальон принес конверт из Москвы с логотипом "Сельская жизнь" для Тани Василенко. Меня похвалили, но отметили, что для публикаций мне еще надо учиться и расти. А потом  как-то в школе мне сказали, что мои сочинения вслух читают!

О пути в профессию

- В апреле 1974 года я вступила в комсомол  (Коммунистический Союз Молодежи - авт.), директор Комсомольской  школы А.А. Ермола посоветовал написать о  трактористке  военных лет села Лукьяновки. И фамилию ее помню: Ольга Мостовая. Меня встретили приветливо. Будущая героиня моей первой заметки накормила пирожками. Еще тогда я подумала: "Какая хорошая работа - журналист". А когда в районной газете появилась эта заметка с моей фамилией, я была на  седьмом небе от радости! А когда прислали гонорар - 3 рубля 40 копеек, даже неловко было. Но с тех пор сотрудничать с газетой я стала регулярно.  В школе, да и в  селе все знали, что я пишу в газету, и иногда даже давали мне поручения. Вот только один пример. Осень. Я учусь в 10-м классе. Д.В. Соловьев, директор совхоза "Комсомольский", - это хозяйство тогда гремело в области как передовое - позвонил директору школы с просьбой отпустить меня с уроков: приедет фотокорреспондент из районной газеты, будет фотографировать. А я должна написать репортаж. Тогда я даже не знала, что это значит - репортаж. Но пошла. Записывала фамилии людей, смотрела, как зерно идет с поля на ток. И написала!  Еще одна встреча в мои школьные годы вспоминается: в совхоз приехала корреспондент областной газеты Людмила Колесникова. Директор  совхоза дал ей почитать мои заметки и устроил  нам встречу.

- Неужели вы до сих пор помните, что сказала маститая журналистка начинающему юнкору?

- Конечно! Она сказала: "Я поняла тебя и хочу дать совет: почитай Константина Паустовского". Я взяла в библиотеке толстенную книжку и всю прочитала!

- В советские времена "районки" серьезно работали с юнкорами и селькорами...

- Да. Вспоминаются районные слеты селькоров. В 1976 году на такой слет пригласили и меня, да еще в президиум посадили. Там я впервые увидела своего мужа - Александра Николаевича. Он работал в редакции. Закончил факультет журналистики Уральского университета, был членом Союза журналистов СССР, России. Он во многом меня поддерживает, часто я советуюсь и по поводу своих публикаций.

- Я знаю, что судьба несколько раз вела вас в редакцию...

- Когда я заканчивала школу,  в редакции освободилось место, и меня пригласили работать литературным сотрудником, но я твердо решила поступить в институт, а когда, недобрав балла, вернулась домой, место уже было занято. Так я пошла работать в культуру. 15 лет была директором кинотеатра, но и тогда не бросала писать:  вела в газете рубрику "Киноафиша", писала  этюды о природе, о животных.  У меня всего два места работы и значатся в трудовой книжке - киносеть и редакция.

О ключиках к героям

- Знаю, что ваш любимый газетный жанр - зарисовки. Почему  именно он?

- Мне нравится  беседовать с людьми. Во время разговора будто снова перелистываешь страницы жизни своих героев. Первая встреча с человеком - это как выход на сцену. Волнуюсь. Ты не знаешь, откроется ли тебе человек, сумеешь ли ты его разговорить.

- У вас  есть какие-нибудь секреты?

- Проще надо быть. А вообще - к каждому  человеку свой ключик подобрать надо.

- Я уже представила в вашей сумочке эту большую связку ключей: маленькие, фигурные, толстенные, словно от сейфа…

- Примерно… Но если я вижу, что человек не хочет публичности, то и не настаиваю. Знаю, к примеру, что лучше приезжать без предупреждения: элемент внезапности играет на руку журналистам.

- Ну вот - полный блокнот материалов. Вы садитесь перед компьютером. Отрешенно смотрите на экран… Что происходит потом?

- Если находишь интересного человека или тему, такое вдохновение ощущаешь! Ты словно в полете. А если приходится выжимать из себя строки - качественного материала не получится. А еще есть в словах какая-то музыка. Ее услышать нужно. Бывает, пишу и слышу: вроде нота не так звучит, значит, это слово сюда не подходит. Тщательно подбираю слова. А вообще всегда ставлю себя на место человека и пишу о нем так, чтобы мне потом было не стыдно. Без излишней высокопарности. Чтобы своей статьей человека в неудобное положение не поставить. Считаю,  заповедь "не навреди" не только к медикам относится. Она нам, журналистам, тоже очень подходит.

- А что радует обозревателя районной газеты?

- Постоянное обновление: новые темы, другая подача материалов, новые имена героев... А еще - люди, герои публикаций становятся как родные: звонят,  нередко приглашают в гости...

О буднях журналистского мастерства

- Вы любите говорить, что каждая газетная публикация для журналиста - это  как рождение ребенка. Хочется знать, что рождается вперед: заголовок или текст?

- По-разному. Зачастую - вначале заголовок придумаешь и от него, как от печки, танцуешь. А иногда название подсказывает сам материал.

- Выход каждого номера газеты - стресс для коллектива. Каждый корреспондент ждет реакции читателей. Обычно стараются высказать свое мнение или несогласие, ругают. Реже благодарят.

- И все же благодарности бывают. Для нас очень важно узнать, как отозвалось твое слово. Самая неожиданная благодарность - от коллеги. Когда мы ввели рубрику "Настроение", я написала о зиме. Встретила Татьяну Ложникову, а она и говорит: "С таким удовольствием  прочитала. Такая маленькая штучка, а так цепляет. Вы чаще пишите такое".

- Были ли такие публикации в вашей долгой журналистской практике, когда герои становились друзьями на долгие годы?

- Были и есть.

- Еженедельная газета требует каждодневного качественного труда...

- И, тем не менее, чтобы материал получился, запомнился,  нужно что-то уловить. Когда обдумываешь и пишешь, ты как будто разговариваешь с читателем. Они нас всех знают в лицо. Всегда представляю того, кто будет читать мои строки. Важно и мнение близких людей. Сын Антон - филолог по образованию, работает в Омске. Но как только приезжает, сразу берет в руки газету и читает «от корки до корки».

 

О победах

- Татьяна Николаевна, в вашем портфолио, как модно нынче говорить, - около 20 дипломов различного уровня за победы в конкурсах журналистского мастерства. А какая победа была самая дорогая?

- Первый успех пришел в 1995 году, когда мы  с селькором газеты, фронтовиком Андреем Васильевичем Ревой отправляли материалы на областной конкурс к 50-летию  Великой Победы. И я, и он были удостоены премии губернатора Омской области и получили памятные подарки. Три последних  года подряд я становилась победителем областного конкурса журналистского мастерства в номинации "Лучший очерк". Очерк - это король жанров.

- Обычно случается, что побеждают в конкурсах те материалы, которые вызвали наибольшее количество откликов, понравились читателям. Так было и с вашими очерками...

- Да. Все их я писала с большим вдохновением. Я еще хочу найти такие темы. "Сроднились" - история дружбы отца моего мужа - ветерана Великой Отечественной войны Н.В. Кочерга с его однополчанином-алтайцем Н.А. Штанаковым до самой их смерти. "Ребенок «ниоткуда» оказался родом из блокадного Ленинграда" - герой этого очерка, сирота войны, после долгих поисков обрел братьев, нашел свои корни. "Выстрел в спину" - о трагической гибели солдата.

- Вы не пожалели о своем выборе?

- Никогда. Я очень рада, что детские мечты обернулись реальностью, что я состоялась как профессионал. Хотя наша работа требует большой самоотдачи, ответственности. В газете поджимают сроки, но надо не думать о сроках. Всегда чувствую, когда материал получился. А иногда думаешь: надо было написать иначе. Фальшивить в нашей профессии нельзя. Журналист открыт для людей. Идешь по улице, и каждый встречный может сказать то, что думает, и посмотреть тебе в глаза.

 

О планах

-  Хочу к 70-летию Великой Победы издать сборник своих зарисовок о фронтовиках Великой Отечественной и о солдатских вдовах. Я как-то посчитала -  около 300 статей наберется. Герои наших публикаций учат нас жить. Мы что-то от каждого берем для себя. Но очень жаль со своими героями расставаться. Многих, о ком я писала, давно нет в живых. И уход каждого переживаешь, будто потерю близкого родственника. И слезы давят практически всегда. Но и радуешься, когда осознаешь, что ты своим творчеством оставил памятный след в их жизни. Поэтому я и хочу издать эту книгу, чтобы напомнить о них. Пока жива, буду писать. Мне кажется, я прикована к газете.

Марина Губенко

Фото из архива Татьяны Кочерги-Василенко

Ключевые слова: новости Одесского района, корреспондент газеты, юбилей, зарисовка, журналист, обозреватель.

← Назад