Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Дожить до 86 лет труженика тыла Алексея Тимофеевича Евтушенко и дольше!

Так уж совпало: медаль по случаю грядущей славной даты - 70-летия Великой Победы - труженику тыла Алексею Тимофеевичу Евтушенко вручили в день его  86-летия - 25 марта. А повестка в армию пришла, когда ему  исполнилось всего шестнадцать лет 

Солдатом стал в Победном 45-м
  Жил он в то время в селе Харитоновке и был круглым сиротой. Родители ушли из жизни рано. В семье из троих детей  Алексей был самым младшим. Старший брат Николай на фронт  ушел в начале Великой Отечественной войны, а в ноябре 1941-го  пришло извещение о том, что он пропал без вести. 22 годочка ему всего и было.
 - Когда повестку на срочную службу получил, даже  обрадовался, - вспоминает Алексей Тимофеевич. - Тяжело нам в военные годы пришлось - дома, в колхозе. Хотя я хорошо понимал: там, на передовой, тоже было нелегко. Брат все время перед глазами стоял, который с войны не вернулся …
  Работать в колхозе я  начал  с 12-ти лет. Сейчас часто думаю: и как мы всю эту тяжесть на своих плечах вынесли: женщины, старики, дети?! На быках пахали, сеяли, убирали урожай, а ночами зерно на них же перевозили. Да и другой колхозной работы всегда было навалом. Все время работали, а вот на сон времени было совсем мало. С ног от усталости валились и спали, как убитые. Кажется, только - только глаза сомкнешь, а уже будят - пора вставать.
 - А в школе  пришлось вам учиться?
 - Академий я  не кончал, - улыбается в ответ Алексей Тимофеевич, - но три класса кое-как  осилил. Случалось, бежишь в школу, а на одной ноге  у тебя  ботинок, на другой - сапог. Другой обувки не было.
  86-летний Алексей Тимофеевич   производит впечатление жизнерадостного человека. Высокий, седовласый, он  по-прежнему подтянут, всегда приветлив, со светлой улыбкой на лице. Про таких людей  говорят - оптимист по жизни. Хотя досталось ему в этой жизни сполна,  впрочем, как и многим его сверстникам. А тут еще и горькое сиротство в придачу…
 Когда от тяжелой простуды умерла старшая сестра  Надя, он совсем осиротел. Хорошо, что  в их Харитоновке  жила тогда  его родная тетя Маша - Мария Титовна Кирющенко. Она и заменила Алеше всю родню. А у самой у нее было тринадцать детей!
  - Она меня и в армию проводила, и  благословила, как мама. Тогда  ведь война,  хотя и подходила уже к концу, но все еще шла, - продолжает рассказывать Алексей Тимофеевич.

  В крылатом десанте
  Новобранец Алексей Евтушенко попал служить в десантные войска. Когда уходил из Харитоновки, наверняка  думал - отслужит, как положено по времени, и вернется. Но служить ему выпало целых шесть лет. Служил в городах Кингисеппе, в Выборге, в Пскове. На его счету 25 прыжков с парашютом.
-  Страшно, наверное,  было прыгать? - задаю вопрос.
  В ответ на это Алексей Тимофеевич  улыбается:
 -  Конечно, страх был, ведь высота до земли - почти километр. Но строгий  приказ командира взвода  всегда  был сильнее страха. Да и стыдно было казаться трусом. Все ведь прыгали. А когда парашют раскрывался - всегда такое счастье испытывал! Паришь в небе, как птица! И вокруг такой простор, такое приволье!
  Служил десантник  Алексей Евтушенко достойно, и за это командиры зимой 1950 года  поощрили его отпуском домой. До Омска с сослуживцем к вечеру  добрались на поезде. А дальше на чем? Да еще мороз тогда стоял, градусов 40, не меньше.
  И они все же решились идти дальше пешком.
 - Смотрим, идет полуторка, останавливается, - продолжает  рассказывать Алексей Тимофеевич. -   Шофер говорит: в кабине места нет, прыгайте в кузов. Прыгнули туда, чуть проехали и чувствуем: замерзаем!  Стали стучать по кабине, чтобы  машина остановилась. Дальше пошли пешком. Дошли  до первого отделения Сосновки: у  товарища там жили родные. Я лицо себе тогда  отморозил, а вот  ему ноги сильно прихватило. Но хоть живые остались, уже хорошо. Переночевал в семье товарища, а утром уже  в Харитоновку отправился: через Тишанку, Самородино, Чугуево. Так за Харитоновкой соскучился, что и холода не чувствовал, хотя обмороженное лицо жгло огнем.

  Господни пути неисповедимы
 … Остановился солдат у пустой родной хаты, где не было ни одного человеческого следа.  Постоял, тяжело вздохнул и отправился  к тете Маше Кирющенко. Больше идти ему было не к кому и некуда. Она и  ее многочисленные дети обрадовались ему как родному. Собственно, он и был  родным. В отпуске солдат пробыл десять суток, а потом уехал дослуживать в город Псков. В июне 1951 года  Алексей Евтушенко  демобилизовался и снова вернулся в семью своей тети.
- Жили в тесноте, да не в обиде, - говорит Алексей Тимофеевич.  - Вскоре я стал  работать  в дорожном участке, начальником которого тогда был Михаил Терентьевич Шпак.
  В народе  верно говорят: пути Господни неисповедимы. Думал ли тогда Алексей Тимофеевич о том, что, спустя полвека, он станет жить в Одесском, в  этом доме на улице Ленина? В том самом, где большую часть жизни прожил  его бывший начальник, дорожный мастер, фронтовик Михаил Терентьевич Шпак. Никому из них такое и в голову бы не пришло. А именно так все и случилось. Но к этому событию лежал еще долгий, тернистый  путь.
 - Мы поднимали профильную дорогу от Сарата до Пришиба, -  продолжает свой рассказ Алексей Тимофеевич.-  У меня в сарае до сих пор сохранился прибор для строительства дорог того времени. Скрепер называется. А вместо техники тогда  лошади нам помогали. Работали вместе с фронтовиком Николаем Петровичем Коваленко. Вот он меня  и познакомил с будущей женой - Тамарой - Тамарой Максимовной Агаповой.
  При воспоминании о жене Алексей Тимофеевич ненадолго замолкает. Видимо, в это время у него перед глазами возник тот волнующий  для него момент знакомства со скромной девушкой, с которой он вскоре связал свою судьбу. До золотой свадьбы  не дожил с ней всего год. 49 лет прожили они  вместе, четырех сыновей родила ему  жена:  Бориса, Володю, Колю, Пашу.
 - Всех воспитали, всех в армию торжественно провожали, - после недолгой паузы  продолжает рассказывать Алексей Тимофеевич. - А потом уже внукам стали радоваться.
 - А свадьба у вас была? - спрашиваю, чтобы  отвлечь  своего собеседника от непроходящей  грусти, связанной с уходом из жизни жены.
 - Тамара  жила на квартире у тети Моти и дяди Пети  Загребельных. 7 ноября 1951 года у них собрались, посидели, поздравили нас, как положено в таких случаях. С тех пор и стали жить вместе, уже в Сарате.

 В труде,  горе и радости
  Вначале молодые построили себе дерновую землянку, а дерево для нее перевезли из Харитоновки, из родительской усадьбы. Один за другим рождались  дети, и решили тогда супруги Евтушенко строить саманный домик. Алексей Тимофевич уже работал механизатором в колхозе "Комсомольский".
 - Вот колхоз и помогал нам  строить  дом, - говорит он. - А курсы механизаторов я окончил при Лукьяновской МТС. Учил этому делу отец фронтовика Николая  Федоровича Трава.
 …Не забыть Алексею Тимофеевичу свою первую посевную  на колесном тракторе, который на жаре раскалялся докрасна.
 - А норму 25 гектаров на нем надо было засеять во что бы то ни стало. И ведь  засевали! 
  В уборочную страду А.Т. Евтушенко  долго работал на комбайне СК-3. А уже перед уходом на заслуженный отдых - на Саратском животноводческом комплексе по выращиванию нетелей.
 - Этот комплекс  был у нас знаменитый - на 1500 голов, - с гордостью в голосе говорит Алексей Тимофеевич. - Я подвозил для них корма на грейферном тракторе. Гремело тогда наше хозяйство на всю округу!
 … Тихо сейчас в старом доме  Алексея Тимофеевича, которому уже  лет 60, а может, и больше. Дети, внуки  часто отца и дедушку  проведывают. Вот и в день моего прихода он только что проводил сына Бориса и сноху Надежду: они приезжали из  Омска поздравить отца с днем рождения и получением очередной награды.  На комоде стоят портреты. В их числе - брата Николая, погибшего на войне, жены Тамары Максимовны, которая ушла из жизни в 2000 году. 
 - С ними  тоже я часто разговариваю, - говорит Алексей  Тимофеевич. -  Они для меня как живые, и с ними есть что вспомнить. Много всего в жизни случалось: и трудного, и радостного, и горестного. Сына Паши из-за  болезни рано не стало, но выросли его дети, мои внуки, а теперь есть  и правнуки.
  Напоследок Алексей Тимофеевич сказал эти слова:
  - А всем людям, знаешь,  что бы я  пожелал? Дожить до моих лет в здравом уме, на своих ногах и полной памяти. А потом - еще дольше, сколько Бог пошлет.

Татьяна Василенко. Фото автора.

 

Ключевые слова: новости Одесского района, труженик тыла, Алексей Тимофеевич Евтушенко, 70 лет Великой Победе, память, воспоминания, медаль.

← Назад