Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Бывшей деревне Гришковке в Одесском районе открыли памятный знак

Открытие нового памятного знака деревне Гришковке и мемориальной доски фронтовикам, освящение Поклонного креста, как результат реализации желанновским поисковым отрядом "Звезда" проекта "Слеза России - Обелиск", состоялось в субботу, 18 июля, в присутствии бывших гришковцев. Событие было приурочено к 105-летию деревни.

Самовар для гостей
  … Раздолье, хватающее за душу,  - степь кругом, лишь кое-где виднеются небольшие островки деревьев. Самая граница с соседней Республикой Казахстан - белеют крыши домов аула Уялы, бывшего в советское время совхоза имени 22-го партсъезда. Стоим у кладбища бывшей деревни Гришковки. Добротные ворота, окрашенные в зеленый цвет, и по обе стороны от них - оградительный неширокий ров. На воротах читаем таблички с надписью "Кладбище-мемориал д. Гришковки" и с пронзающими душу словами: "Помни, кто ты, откуда корни твои! Гордись теми, кто основал эту деревню, защитил страну в лихую годину…"
   Последние приготовления ведут члены поискового отряда "Звезда" со своим неугомонным руководителем Александром Ивановичем Лонским: поправляют цветы, накидывают белые покрывала на знаки,  кипятят для гостей самовар, стоящий прямо на земле. Это их стараниями все подготовлено к этому важному событию. 
   Рядом с Александром Ивановичем вся его семья: жена Елена Петровна и сыновья - Валентин, Денис, Петр. Валентин совсем недавно вернулся из армии, и, забегая вперед, скажу, ему было поручено зажечь свечу у мемориала. Все волнуются.
  - Цветы посадили, они уже росли, - показывает на место установки знака и двух досок Елена Петровна, - но кто-то накануне съел их, и пришлось подсаживать снова.

Окунулись в прошлое
   А тем временем первые гости подъезжают на легковой машине - как оказалось, из Омска. Знакомимся - Лонские: Владимир Савельевич и его младший брат Юрий Савельевич, с женами - Ниной Дмитриевной и Натальей Дмитриевной, сестрой Татьяной Савельевной. Владимир Савельевич живо откликается на просьбу рассказать о своей деревеньке:
  - Деревня большая была, хоть всего в две улицы. Начиналась одна вот отсюда, - показывает рукой в сторону бугров, - но не от самого котлована, ближе, и тянулась чуть ли не до фермы - видите, от сараев только клюшки остались. Правее тракторная бригада была. А на второй улице поселились новороссияновцы -  после того, как их деревня распалась. Три фамилии коренных жителей было в Гришковке: Лонские, Кулагины, Степанюки. Все жили как одна большая родня.  Трудились! Орденом Ленина были награждены наш отец, бригадир Савелий Митрофанович Лонский и троюродная сестра Ольга Миновна Лонская. Наша семья в 76-м уехала, а последние люди покинули деревню в 78-м году, но бригада была еще до 92-го, мы здесь работали. Школа начальная - четыре класса, учила мать Александра Ивановича Лонского - Антонина Ивановна, а в старшие классы ходили учиться пешком за три километра в Казахстан, в Уялы.
  Снова подъезжает машина - рукопожатия, объятия и нескрываемая радость встречи. Виктор Иванович Касьянов с женой Галиной Викторовной живут в Желанном и каждый год проведывают деревеньку.
  - Наш дом ближе к ферме был, улицу Хутором звали. Мы, бывшие жители Новороссияновки, на ней поселились. Помнится, красивый лес - сосны, березы - тянулся от котлована и до конца деревни. Там полно ягод-грибов было, все праздники в лесу гуляли. А когда деревня разъехалась, где-то в 80-81-м годах, лес вымок, и не осталось ни одного деревца…
  - Лес мы любили, - присоединяется к разговору сестра Виктора Ивановича, Нина Ивановна Гончаренко, -  часто ходили туда с учительницей Антониной Ивановной Лонской собирать листья, играть. Хорошая была учительница… Только проталины появятся, на Пасху, майские праздники, взрослые и дети выходили играть в лапту, футбол.
  - Здесь, в четвертой полеводческой бригаде, было первое безнарядное звено, - продолжает воспоминания Виктор Иванович, - и даже из Москвы приезжали снимать фильм о полеводах. В посевную и уборку все шли съемки. Только вот жаль, после этот фильм так и не удалось увидеть…

Ох и трудяги же были гришковцы!
   … И вот все в сборе, ведущий  церемонии открытия - заведующий Желанновским музеем И.Н. Косицын - уже рассказывает, какой работящий, трудолюбивый, стремящийся к лучшей жизни был гришковский народ:
  - Долгие годы  руководителем в животноводстве был Иван Фомич Лонский. Шутка сказать: пять доярок-трехтысячниц на весь район - и все из этого села! Чистота в убогих сараях благодаря старанию доярок и скотников была идеальная.  
  А в это время краем уха слышу разговор сидящих на лавочке старейших жителей села:
  - Фомич как пройдет по сараю - хай хоть капелька грязи на ведре доярки будет… И, что интерсно, не ругал, но как посмотрит, как слово скажет…
  - Награжденных лентами "Мастер - золотые руки", знаками "Ударник пятилетки", денежными премиями и натуроплатой (телятами) - и не перечислить, - продолжает Ивсталин Николаевич. - И хлеборобы не лыком шиты были: что ни год, то у них непременно на центнер-полтора больше урожайность выходила, чем у соседей. Самым знаменитым бригадиром тракторной бригады был Савелий Митрофанович Лонский. Здесь родилось первое безнарядное звено, руководил которым Григорий Андреевич Рябко. Но как ни доказывали трудом гришковцы свое право на самостоятельность, их деревня попала в  число неперспективных и в 81-м прекратила свое существование. Но, даже переехав в Желанное, на специально построенную для них улицу, названную в честь села Гришковской, люди не перестали трудиться так же ударно, как и прежде.
   Гришковка прожила 71 год.

Последние родившиеся дети
   И.Н. Косицын назвал имя последнего ребенка, родившегося в Гришковке, - Иван Николенко. Это случилось в марте 77-го. Но гришковцы зашумели, послышалась фамилия Виталия Витальевича Кулагина. К нему я подошла, улучив момент, и он ответил на мои расспросы:
  - Моя мама, Татьяна Петровна, родом из Новороссияновки, а отец, Виталий Константинович, - коренной гришковский. Я предпоследний ребенок, родившийся в апреле 76-го года в Гришковке, а после меня, в декабре того же года, появился на свет мой двоюродный брат Евгений Григорьевич Кулагин, а Иван Николенко, действительно, родился последним, в 77-м. В том году наша семья уехала в Желанное. Но в Гришковку мы ездили постоянно - с бабушкой, дедушкой на покос. На нашей усадьбе еще несколько лет стояли саманные стены дома и колодец с вкусной водой, мы пили из него. А дядя, Григорий Константинович Кулагин, до сих пор косит здесь сено.  На месте деревни по-прежнему богатые укосы. На гришковском кладбище покоится мой  прадед Афанасий, а дед, Константин Афанасьевич, похоронен в Желанном. Время от времени встречаемся все гришковские, вспоминаем, как дружно жили, сколько смешных историй было в жизни. А главное, знаете что? Зависти не было, и один спешил на помощь другому.
 
Про смешное
  А вот про смешное в жизни деревни рассказал И.Н. Косицын корреспонденту уже позже, после завершения памятного мероприятия:
  - Гришковцы были трудяги и знатные гуляки. Я, когда работал  осеменатором, был у них. Порядок! Сараи - без полов, а коровы чистые, аж блестят!  Дважды был на проводах солдат в армию. Знаете, какой у них был обычай? Когда провожали парня до котлована, набивали карманы купюрами. На дорожку. В то время были бумажные тройки, пятерки, десятки.  Натолкают нагрудный карман доверху, начинают набивать боковой в брюках.  А как гуляли свадьбы! Вспоминаю одну: стоит мать жениха, тетя Марфуша, сложив руки, а гости дарят да пишут - прямо на стене грязью, от кого какой подарок.  Фамилию написали - напротив телку нарисовали… Я стал возмущаться: как так - грязью... А тетя Марфуша шепчет: "Ой, не говори, а то на другую стену пойдут…" На второй день  свадьбы обычно вывешивали на дом красный или черный флаг - в знак чести или бесчестия невесты. И вот 80-летняя баба Саня полезла на крышу вешать красный флаг, не удержалась и съехала  по крыше, ободралась вся… Давай все помощь ей оказывать…
  - А что вы чаще всего вспоминаете о Гришковке? - спрашиваю Ивана Ивановича Дзюбана. 
  - В основном, наше хулиганство. Как пацанами лазили по садам и огородам - за яблочками, подсолнухами, огурцами. У самих же все росло, а вот надо ж было нервы пощекотать! Хотя и мы работали уже смалку - я телят, овец пас. С Гришей Кулагиным как встретимся, так все вспоминаем…

Журавли над кладбищем
  Едва успел ансамбль "Селяне"  исполнить песню, едва ведущий - заведующий желанновским музеем И.Н. Косицын прочитал стихотворные строки про "милую малую родину", как в небе над кладбищем…  появился косяк птиц. Собравшиеся приняли их за журавлей. Птицы, сохраняя четкий строй, без единого звука летели на юг…  Почему в июле? Люди с удивлением устремили взгляды вверх, каждый думал о своем. Знамение? Что за ним? На ум первыми пришли строки песни на стихи Р. Гамзатова: "Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…" Как чуть позже выяснится, о солдатах, превратившихся в журавлей, подумала не только я…
    Поклонный крест, установленный на кладбище-мемориале, как  символ веры, как знак духовной силы нации освящает настоятель Свято-Успенского храма иерей Иоанн. Его слова:
  - Крест - безумие для неверующих, а для верующих - Божье спасение.
   И как же уместно после этого и красиво звучит песня "За тихой рекою" в исполнении И.Н. Косицына и В. Хруща - о березовой роще и Христовой любви, святой молитве и великой Руси… В июльском зное, смягчаемом ветерком, под высоким голубым небом  воспринимаются всей душой и песни ансамбля "Селяне" Желанновского центра культуры и досуга, которые сопровождают весь  церемониал, - про то, что близко сердцу деревенского человека: про свои истоки, про родную деревню, про веселую гармошечку… 
   Право открыть памятную доску Гришковке предоставляют председателю районного совета ветеранов Александру Андреевичу Андронову и бывшему гришковцу Ивану Ивановичу Дзюбану, а доску участникам войны - главе Одесского района Валерию Николаевичу Корнейчику и бывшему жителю деревни Григорию Константиновичу Кулагину.
  - Гришковцы - яркий пример трудолюбия наших людей, - говорит Валерий Николаевич. - Помнить свои корни, хранить память об этом - святое. А журавли, которые летели над нами, - знак живым: надо помнить о тех, кто не вернулся с войны ради нашего будущего.
  - Шесть лет назад, когда мы объезжали места бывших деревень, здесь стоял памятник погибшим гришковцам, но был в таком состоянии, что кто-то из моих ребятишек сказал: "Ну и памятник…", - руководителю "Звезды" Александру Ивановичу Лонскому вдохновения и искренности не занимать. - Мне в душу запали эти слова, и я все думал и думал, что же делать. Посоветовался, и решили мы с отрядом сделать новый. Выиграли конкурс грантов главы района - сделали памятник. Ежегодно его подделываем. И он вот так все время выглядит, как сейчас. Посадили аллею из 13 тополей - по числу невернувшихся фронтовиков. И березку садили. Но зайцы сгрызли все насаждения, а мы решили их обхитрить: посадили сосны, причем оказались три лишних. Все  прижились, но так случилось, что лишних почти и не осталось: нашлись ведь еще двое погибших! Значит, должен найтись еще один... 
  В это время раздались реплики:
  - Вот посчитать бы пролетевших журавлей…
  - А не надо и считать…  

Всем миром
  - Как-то все так получалось само собой, - продолжает Александр Иванович, - установили мемориальную плиту - деньги остались, и мы сделали еще памятник деревне. Кому это надо? В  первую очередь, тем, кто покоится здесь, основателям деревни - героическим, мужественным людям. Мне, вам, вашим детям надо, тем, кто сложил головы на полях сражений, кто вернулся живым… Это правда, что человек жив, пока его помнят. Благодарю ребят, которые мне помогали, отца Иоанна - это он в ответ на вопрос, как поставить крест, подарил икону и дал деньги; И. И. Дзюбана, который собрал с гришковцев 15,5 тысячи рублей на все эти дела. Спасибо за поддержку В.Н. Корнейчику и его первому заму Г.В. Москаленко, председателю Лукьяновского совета ветеранов М.И. Хаматдиновой, главе Лукьяновского казачьего сельского поселения Д.П. Мацюку. Благодарю свою жену, которая месяц, пока мы занимались всеми этими работами, терпела мое отсутствие. Благодарен предпринимателю Е.А. Демченко - это она подарила букет кованых тюльпанов для мемориальной доски, спасибо предпринимателю Н.А. Рябову из Омска, который бесплатно сделал доски.
    О важности хранить память об исчезнувших с карты района селах, о погибших и вернувшихся воинах говорят А.А. Андронов, Д.П. Мацюк и М.И. Хаматдинова. А глава Желанновского поселения Л.В. Соловьев оглашает решение совета сельских депутатов о выделении десяти тысяч рублей поисковому отряду А.И. Лонского "Звезда" - "на благие дела". 
  - Спасибо А.И. Лонскому за то, что он делает для наших детей и внуков, - так кратко, но искренне от имени гришковцев говорит Г.К. Кулагин и словно подводит жирную черту.
  …  И потянулись люди пешком и на машинах через поле к зеленеющим деревьям, где должно начаться неофициальное общение за щедрыми столами - прямо под открытым небом, на месте бывшей Гришковки. И знаю, воспоминаниям, согревающим душу, шуткам не будет конца…

ИЗ ИСТОРИИ

Первыми в Гришковку в 1910 году приехали переселенцы из Киевской губернии. Гришковка (Гришино) состояла из двух участков: Бабак-Кетау (1910 г.) и Шай-Турай (1912 г,).  Изначально Гришковка состояла всего из 19 дворов и 105 человек населения. В 32-м году в селе образовался колхоз "Красный борец-2", а в 51-м, с присоединением Людмировки, Новороссияновки и Угловского, - колхоз имени Маленкова.  

Татьяна Пелих. Фото автора.

 

Ключевые слова: новости Одесского района, деревня Гришковка, памятный знак, мемориальная доска фронтовикам, бышие жители деревни Гришковки, проект желанновсконо поискового отряда "Звезда", 105-летие деревни, гришковцы, воспоминания, журавли в небе, кладбище-мемориал.

 

← Назад