Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Материалы можно использовать только с обязательной активной ссылкой на источник.

Бремя войны на неокрепших плечах Нины Ивановны Сунко из Одесского района

 В 1943-м году 14-летним подростком Нина Ивановна Сунко, ныне жительница Желанного, попала на новосибирский военный завод N702 и трудилась там более десяти лет.  
   Нина Цоколова родом из села Орехово, в их семье росло пятеро детей. Отец то бросал семью, то возвращался, и вся забота о семье лежала на плечах мамочки, которая много трудилась, надорвала здоровье и ушла из жизни в 38 лет.  Ниночку приютили тети, которые жили в этом селе. В десять лет сиротка на быках уже сгребала сено. Не до учебы совсем было…
 - Неграмотная я, - говорит 86-летняя Нина Ивановна Сунко. - Вообще не училась. Буквы знаю, а читать не умею. Расписываться меня научили. А когда началась война, так закрутило…  В 43-м брата Василия призвали на фронт, а перед тем повезли в Новосибирск, наверно, на подготовку. Я отчаянная была. Машина, на которой брат должен был ехать, тронулась, а я - бегом за ней. Да разве ж догонишь… Одного человека не хватало в ту команду в Новосибирск, и женщина, которая набирала людей, как сейчас помню,  Раей звали, говорит: "Девочка за нами бежала, давайте ее возьмем". Так я попала в Новосибирск, на фабрично-заводское обучение. Выдали нам красные шапки, зеленые юбки, гимнастерки, ботинки, фуфайки, и  началась новая жизнь… 
  Передо мной сидит маленькая согбенная женщина с трясущимися руками. Взгляд огромных глаз направлен куда-то мимо меня: на зрение повлияла сварка, которой она много занималась на заводе. Она плачет, время от времени крестится и повторяет:
 - Очень тяжелое время было. Не дай Бог войны! Пусть молодежь живет и не знает, что это такое!
 Девочек в ФЗО, вспоминает Нина Ивановна, много было, ходили только строем, и их заставляли петь песни. И это притом, что они были вечно голодные. Через полгода тех, что были повыше ростом, забрали на завод, а маленькую Нину оставили на второй срок обучения. Но пришло время и ее выпуска.
  - Я сварщиком работала, автогенщиком и крановщиком. Выходных не видели, с военного завода уходили очень редко. А если уходили, брали свою бирку - у меня была под номером 15. Возвращаешься назад - бросаешь ее табельщице на проходной, в ящичек. Это значит, я - на заводе. Иной раз затоскую - так маму захочу увидеть, сяду в уголок - тут же подходят: "Надо танк заварить. Цех будет стоять". Подъемный кран высоко наверху стоял, я тоже на нем работала - такая верхотура! Сейчас думаю: как же я умудрялась туда забраться, если сейчас на третий этаж подняться боюсь…
   Трудились, бывало, сутками, не выходя из цехов. Недоедали. И откуда только силы брались у этих детей?
  - Ох-хо-хо, как голодно было, - тяжело вздыхает измученная воспоминаниями женщина. - Как есть сажусь, так и молюсь: "Благодарю тебя, Господи!" Сегодня-то все есть на столе - ешь и не греши! А тогда… Карточки давали на 500 граммов черного хлеба - хоть коныки (лошадки. - Авт.) лепи! Отрежешь кусочек - съешь, а в цеху буфет был, там еще что-то можно было взять из еды. Мы ведь за работу получали деньги. Правда, небольшие. Порядки строгие были!  В буфете нам съестное заворачивали в газетку, и если кто-то эту газетку бросал на пол, сильно ругали: там же снимки Сталина были, речи. В общежитие попадали редко. Однажды в общежитии мама снится, просит: "Нина, я так исты (есть. - Авт.) хочу!" Рассказываю одной женщине, а она: "Ты не съешь в обед хлеб - девочкам раздай". Я так сделала и помянула мамочку. А 9 мая 45-го года не забыть никогда.  Начальник цеха вошел и объявил: "Война закончилась! Мир! Мир!". И все плакали. А вскоре уменьшили рабочий день до восьми, а потом и семи часов. Становилось все легче. Молодежь подрастала и стала приходить нам на смену. 
  Наградили Нину за труд во благо Победы медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Она продолжала работать на заводе, ей обещали квартиру, но вскоре нашелся парень из соседнего цеха, и она в 51-м году вышла замуж, стала носить фамилию Сунко. 
  В Желанное Нина Ивановна Сунко перебралась с мужем и сынишкой и около 30 лет трудилась на ферме дояркой, нарожала еще троих деток. Но это уже другая история…
  - А завод свой помню, ой, как помню! Так хочется посмотреть на то место, где молодость прошла, где настрадалась в волюшку, - Нина Ивановна снова вытирает набегающие без конца слезы…

Татьяна Пелих. Фото автора.

 

Ключевые слова: новости Одесского района, жизнь Нины Ивановны Сунко, село Желанное, 70-летие Великой Победы. 
   
   

 

← Назад