Андрей Никифорович Назаренко из села Орехово Одесского района имеет 53 года стажа: и трудового, и семейного
Хочу вспомнить всех
Наш герой сам позвонил в редакцию и попросил корреспондента приехать: в преддверии Великой Победы он хотел рассказать о тех, кто растил и убирал хлеб в войну.
Живет Андрей Никифорович в просторном, когда-то им же построенном доме вместе с младшим сыном Василием и снохой Натальей.
- Дай Бог, всем старикам таких детей и такого ухода, как у меня,- говорит Андрей Никифорович.
После инсульта у него отказала левая рука, плохо ходят ноги, поэтому его руками и ногами стал сын. Уже два года он, бросив работу, ухаживает за отцом. А уют в доме и красоту на приусадебном участке наводит сноха, по словам нашего героя, добрая, сердечная, гостеприимная женщина и хорошая хозяйка.
Несмотря на такое отношение, на глаза ветерана то и дело наворачиваются слезы. Очень уж не просто вспоминать ему военные и послевоенные годы.
Брат уезжал на войну на тракторе
Громогласовскому мальчику Андрею не было и девяти лет, когда началась война, но он хорошо запомнил этот день:
- Мы бегали возле колхозной конторы, а со стороны Орехово шла большая черная туча - начиналась пыльная буря. И вдруг объявляют: Германия напала на Советский Союз.
И сразу началась мобилизация мужчин. Отец Андрея Никифоровича был серьезно болен, а двух братьев сразу забрали на фронт: вначале Григория, 1925 года рождения, а потом и Василия, 1919 года рождения, которому была вначале дана бронь как трактористу.
Провожать мужчин на войну все выходили за деревню. Василий уезжал на фронт на своем тракторе ЧТЗ, который был единственным в колхозе. За околицей он остановился и крикнул:
- Прощайте, люди добрые! Больше я сюда не вернусь! - вспоминает Андрей Никифорович.
Похоронка на брата пришла в 1943 году. Мама, не выдержав гибели сына и смерти в этом же году мужа, тяжело заболела.
В школу ходить не пришлось
В те годы дети в первый класс шли с девяти лет, поэтому Андрею учиться не пришлось. Надо было помогать взрослым. Всех, кто мог что-то делать, забрали в колхозную бригаду. Бригада стояла за три километра от деревни. Жили в землянке. А обучать малолетних работников приходила Ольга Феоктистовна Лемешко (Коноплева). При самодельных свечах, поздно вечером, закончив взрослые дела, постигали они грамоту.
- Как она не боялась! Ведь далеко было идти, и волков много. И так каждый день. Уроки учили, когда придется. Иногда идешь, пашешь, а у самого книжка в руке. Как-то сеяли, за мной шла Мария Петровна Ляшевская, а тут бык распрягся. Он огромный был, а я, маленький, стал надевать ярмо. А не достаю, бык топтался мне по ногам, пока ноготь не сорвал. Так, Мария Петровна пописала мне на рану, сняла свой фартук, замотала, и пошли работать дальше.
В живых почти никого не осталось
Андрей Никифорович к моему приезду подготовил список пахарей военных лет, чтобы от волнения не забыть никого: Николай Иванович Матюхин, Андрей Плешивый, Дмитрий Евсеевич и Владимир Евсеевич Корниленко, Григорий Стефанович Пелих, Николай Иванович Лесной, Николай Земляной, Михаил Михайлович Полторацкий, Семен Арсентьевич и Григорий Арсентьевич Ляшевские, Николай Зиновьевич, Николай Андреевич и Степан Андреевич Пелипасы, Елена Андреевна Ляшевская, Анюта Ивановна Лесная, Ульяна Гавриловна Гаврилова, Мария Андреевна Пелипас, Татьяна Корнеевна Пелих, Татьяна Ивановна Матюхина.
О еде вспомнить нечего
- Что ели? - переспрашивает Андрей Никифорович и начинает плакать. - Да ничего почти не ели. В бригаде готовили баланду какую-то, хлеба немного давали, не знаю, из чего он был, мешанина какая-то.
Так как техники не было, пахали на быках. Мальчики вели быков и коров, прокладывая борозды. Женщины, прицепив сумки с зерном, сеяли вручную. На ночь скотину ставили в загон, стены которого выкладывали дерном, там ясли были для кормления. Скотину надо было сторожить от волков и пасти, когда она отдыхала.
Когда пахать заканчивали - бригадир Пелипас Михаил Антонович направлял пасти колхозный дойный гурт. Их гоняли на соленые озера.
- Бабка Говоруха отдала в колхоз огромного быка, по кличке Степан. Этот бык так умен был: обежит всех коров и соберет в стадо, если надо было перегнать на другое место или на ночлег,- вспоминает Андрей Никифорович.
Косили хлеб женщины, тоже вручную, косами, потом уже появились лобогрейки. А зимой заготавливали бурьян для топки печей. Вот и сновали подростки вокруг в поисках этого бурьяна.
- Дядя Андрей Ромих сделал мне саночки на полозьях, на них я и возил бурьян, а хата крайняя стояла, там, где сейчас бригада Зубко, идти было далеко, так Андрей Плешивый никогда одного не бросал, доводил до дома. Помню, как-то он проводил до дома, а мамка пряников с маком напекла и позвала чай пить. Сидим, пьем - глядь, волк в окно смотрит. Схватил Андрей ружье, выстрелил, да не попал. Сноровки-то у нас к этому не было, - продолжает рассказ мой собеседник.
Почтальон и тракторист
В 1947 году семья Назаренко переехала в Орехово и поселилась в небольшом саманном домике. Андрей стал возить почту из Орехово в Цветково. Однажды, распрягая коня, он познакомился со своей будущей супругой Верой Ивановной, которая работала телятницей на ферме. В 1948 году умерла мама Андрея Никифоровича, и остались они жить вдвоем с младшей сестрой, поэтому, как только парню исполнилось 17 лет, он женился. Свадьба была веселая: Петр Бублик, работавший тогда конюхом, вез молодых на украшенной бубенцами телеге. В том же, 1949 году, его направили учиться на тракториста. Так началась новая трудовая жизнь Андрея Назаренко.
В армию не брали из-за образования
Одногодков Андрея уже стали призывать на действительную службу, а его не брали, потому что образования не было, считалось, что в войну, в бригаде, он окончил один класс.
- А мне так хотелось служить,- рассказывает Андрей Никифорович, - что я упросил тогдашнего директора школы Ивана Анастасьевича Власенко выписать мне документ об окончании четырех классов. И в 1950 году пошел служить в армию. Попал в Читу. Там мы проводили техуход и охраняли аэродром.
Вернувшись со службы, Андрей Никифорович стал работать на дизельном тракторе. Прицепщиками с ним трудились Мария Павловна Бублик и Валентина Ситковская.
- Дизель был без кабины. Земля, пыль, - вспоминает мой собеседник,- оглянусь на девчат, у них только глазки и зубки блестят, а они поют! Без песни ни дня не было! Они должны были на плугах сидеть, а я придумал, чтобы они сидели в кабине и веревками плуги поднимали, когда надо.
Вскоре, заметив прилежность молодого механизатора, его поставили председателем рабочкома, а через время назначили энергетиком. Видимо, его умение договариваться с людьми, присматривать и внедрять все новое и послужило тому толчком.
- Как мне было трудно заполнять документы с одним-то классом образования!- говорит Андрей Никифорович.
И, тем не менее, он справлялся: а ведь в совхозе "Ореховский" шла большая работа: строили подстанцию. Необходимое оборудование и лампочки искали по всей области, а затем Андрей Никифорович нашел знакомого в Казахстане. Роман Карлович, работавший в Сельхозснабе поселка Кызылту, и помогал бывшим землякам.
Продолжение рода
Часто вспоминает военные и послевоенные годы Андрей Никифорович. Рассказывает о них своим потомкам. Сегодня у труженика тыла четыре сына, десять внуков и 12 правнуков. Есть кому хранить память!
Начиная новый день, он вновь возвращается к прошлому. Казалось, только недавно вместе со своими сыновьями строил этот большой дом, и жена накрывала стол и угощала всех, кто хоть на минутку заглянет в гости. А теперь здесь хлопочет сноха - Наталья Борисовна, у которой на окне с февраля растут огурцы, а летом во дворе такое буйство красок, что хочется жить и видеть этот мир дальше. Как сложится жизнь у правнуков? Удастся ли повидать праправнуков? Им, представителям поколения тридцатых, своим трудом отстоявшим мир на земле, до сих пор интересно жить! Пусть же каждый новый день приносит им новые эмоции, уважение односельчан, заботу и любовь близких. Они это заслужили.
Марина Губенко. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района,
← Назад