90 лет со дня рождения отметила жительница села Благодаровки Одесского района Надежда Калениковна Бутченко
"Такие имена, видать, бедным людям давали…"
Надежда Калениковна живет в доме младшего сына. В день нашей встречи ее сын, Вячеслав, был занят на уборочной, сноха Нина, учитель по образованию, находилась в это время по делам в городе. Баба Надя была в доме за хозяйку. Обед сыну приготовила, двум коровам, как положено, сырой картошки к полудню нарезала. Про курочек тоже не забыла, а еще про трех кошек и собаку Багиру. Все - живое, все ждет ее внимания.
На 90-летнюю женщину Надежда Калениковна совсем не похожа. В акккуратно повязанном платочке, из-под которого упорно выбивается густая седая прядь, она довольно быстро вышла навстречу, внимательно посмотрела по-прежнему красивыми, мудрыми глазами. И тут же четко задала вопрос:
- А зачем это надо - про мою жизнь рассказывать? Жила, как все жили. В школе немного училась, замуж вышла, шестерых детей родила, внуков с мужем дождались. Вот и вся моя биография.
… И говор у Надежды Калейниковны твердый, не такой, как бывает у 90-летних. А уж память - на имена, на даты, на события давно минувших дней такая - просто диву даешься!
- Отчество у вас такое необычное - Калениковна, - говорю я.
- Видать, поп это имя дал моему папе. Такие имена, мне потом говорили, бедным людям давали. Богатым другие: Максим, Дмитрий. А наш папа был Колбик Каленик Гаврилович.
- Если вы так считаете, тогда половина деревни была бы Калениками! - высказываю свое предположение.
В ответ она улыбается:
- Об этом я не подумала. А ведь и правда. В то время многие бедно жили, так же, как и наша семья. Получается, и не знаю, почему имя такое папе дали. Может, по святцам?
Внезапно моя собеседница заметно погрустнела.
- Рано наш папа умер, мне тогда всего пять лет было. Но я его хорошо помню. Рослый был, красивый, с усами. Он плотником работал, заболел воспалением легких и быстро сгорел, как свечка. Трое девчат - сестер нас в семье в то время было: Мария - старшая, я - средняя, а Катя - младшая. И осталась наша мама - Ольга Евстафьевна ее звали - с нами, с сиротами, одна. Ох, и тяжело ей было…. А когда посватался к ней хороший человек - вышла за него: за Дмитрия Евтихиевича Балацыря. - Позже у нас еще два сводных брата в семье родились: Володя, Коля и сестра Валя. Повезло нам с новым папой, - продолжает рассказывать Надежда Калениковна. - Всех нас, детей, он своими, родными всегда считал. И мы его - тоже.
На какое-то мгновение пожилая женщина замолкает. Такое ощущение, что в ее памяти одна за другой всплывают картины давно прошедших дней.
Радость встречи
Жизнь в родном селе - Ганновке - стала постепенно налаживаться. А вскоре грянула Великая Отечественная.
- Папу вскоре на фронт забрали, - продолжает свой рассказ Надежда Калениковна. - Я ему письма все время писала - в треугольники их складывала и отправляла. - А в соседней Павлоградке по выходным дням был рынок. Туда мы ездили всегда на быках: овощи, молоко, а то и мясо, случалось, продавали. Вещи какие-то взамен покупали, не новые, конечно, лишь бы целые, теплые. А еще мы с подружкой знали, что на павлоградский рынок часто приезжает фотограф. Вот и решили однажды с ней вдвоем сфотографироваться.
… Потом эту фотографию 18-летняя девушка вложила в письмо - треугольник и отправила отцу. Она тогда не могла знать, что с отцом, ефрейтором, в одной части воевал его земляк из соседнего села Благодаровки - младший сержант Михаил Бутченко. Дмитрий Евтихиевич Балацырь был 1904 года рождения и старался опекать юного земляка, как сына.
- Вот это дочь моя, смотри, как выросла, пока мы тут воюем, - сказал он, любуясь фотографией.
Михаил долго вглядывался в снимок, сделанный заезжим фотографом, но ничего тогда не сказал.
Война хоть и медленно, но уже катилась к победному концу.
- Я в полеводческой бригаде работала, еду варила, - продолжает рассказывать Надежда Калениковна. - Вечером домой вернулась, а мама говорит, что к нам девушка-почтальон на велосипеде приезжала и спрашивала, не вернулся ли отец. Будто какой-то однополчанин им интересовался. Молоденький, говорит, чернявый такой.
Она тогда не поняла, отчего у нее вдруг по-особому защемило в груди…
Вскоре мама с сыновьями поехала на корове за сеном. А дочери наказала: приготовь что-нибудь, говорят, сегодня машина за солдатами в район поедет.
- Я коржей напекла, - вспоминает Надежда Калениковна, - еще что-то сготовила. А жили мы тогда недалеко от общего колхозного двора. Смотрю в оконце, а папу машина прямо к хате подвезла. Спрыгнул с кузова, и ему потом кто-то из солдат велосипед передал. С трофеем, значит, вернулся. А гимнастерка вся блестит от медалей. Люди со всех концов деревни тогда сбежались: крик, плач, все обнимаются. Много война горя наделала, сколько мужчин в село не вернулось. У папы брат погиб - Александр Балацырь…
Надежда Калениковна тяжело вздыхает.
… И однополчане породнились
Послевоенная жизнь в Ганновке текла своим чередом. Скоро в селе снова стали справлять свадьбы. Были они куда скромнее, чем раньше, до войны, зато радости было столько, что и словами не передать. Жизнь снова налаживается, продолжается!
- Однажды родители гуляли на свадьбе Ивана Бабака, - рассказывает дальше Надежда Калениковна. - А я сидела за швейной машинкой, что-то строчила. - Вдруг в хату заходит сестра Катя с каким-то молодым мужчиной. И говорит:
- Это Михаил, его фотография у нас дома есть.
Дело в том, что отец вернулся домой не только с наградами и с велосипедом, а еще привез с собой немного фронтовых снимков. Так Катя взяла и все их приклеила на один лист бумаги, а потом повесила в горнице на видное место.
Парень спросил:
- А где сейчас Дмитрий Балацырь?
- Так на свадьбе же он! - ответили дружно ему домочадцы.
Братья быстро запрягли коня и вскоре привезли отца домой. Как же он обрадовался встрече с однополчанином!
- Стол быстро накрыли, у нас и мясо было - уток всю войну держали, поужинали, мужчины выпили. Папа с Михаилом все время войну вспоминали, фронтовых товарищей, - продолжает Надежда Калениковна. - А потом Михаил спрашивает: у вас тут, говорят, наша землячка-учительница живет, она еще меня в школе учила. Хочу ее проведать.
Учительница Анна Степановна с двумя детьми жила прямо при школе. Михаилу она тоже обрадовалась: вон какого бравого парня выучила!
… О своих внезапно вспыхнувших чувствах к этому "чернявому" парню Надежда Калениковна говорит сдержанно.
- У него в Благодаровке жил только отец, мать умерла рано, - говорит она. - Были еще брат и сестра. На старый Новый год Михаил приехал с другом в Ганновку. Все тогда собрались в нашем стареньком клубе. А когда пришла пора расходиться, он другу говорит:
- Ты как хочешь, а я здесь останусь.
... В начале 1946-го Михаил пришел и чуть ли не с порога заявил:
- Я хочу жениться на вашей Наде.
Стали готовиться к свадьбе. Брагу на самогон ставить, приданое невесте готовить. Сыграли свадьбу 17 февраля 1946 года.
- А свадебное платье какое у вас было? - интересуюсь я.
- Розовое такое, в мелкий белый цветочек, - отвечает Надежда Калениковна. - В то время трудно было хорошую ткань купить. А папа наш запасливым оказался. Еще перед войной в селах открыли магазины - "Люксами" их тогда называли. И отец тогда набрал нам, девчатам, этой ткани. Платье мне сшила местная портниха Анастасия. На голове был венок из восковых цветков, к нему привязали разноцветными ленты.
А вот туфель для невесты так и не нашли. На ногах у нее были… валенки. А костюм для жениха дала родственница, у которой муж погиб на фронте.
"Сейчас только жить да Бога хвалить…"
… Молодые жили вначале у родственников мужа, потом поселились в пустой землянке. Из всей мебели - сундук молодой жены с приданым да кровать. Кое-как утеплились, сделали по возможности подобие ремонта. Там в 1947 году у них родился первенец Саша.
- На свадьбу нам с мужем подарили две коровы: с его стороны и с моей стороны, - продолжает свой жизненный рассказ Надежда Калениковна. - Одну продали и купили себе домик под соломой. Все там на свой лад переделали. Крышу шифером накрыли, окна поменяли. Остальные дети уже в нем родились: Наташа, Гриша, Вова, Зина, Слава. Тогда улицы в Благодаровке были без названия, а сейчас у нас - Херсонская. Этот дом мы строили недалеко от старого - всей нашей большой семьей. Вот так и живем до сих пор.
… Все в этом доме дышит порядком, уютом, достатком.
- Теперь так многие в селах живут, - продолжает Надежда Калениковна. - Те, кто не ленится, кто работать умеет, не пьянствует. А жизнь, я считаю, сейчас хорошая. Я без работы сидеть не привыкла. В прошлом году подарок на День пожилых людей мне прямо на огород принесли. Вот спрашиваешь: какой секрет того, что я так долго живу? Так я сейчас и ответила: двигаться надо, пока руки-ноги слушаются. Меня не обижают, и я ко всем с добром стараюсь относиться. Сколько у меня сейчас внуков и правнуков? Много, как-то стала записывать, так даже со счета сбилась!
…Без дела супруги Бутченко никогда не сидели: детей растили, на производстве работали. И дети у них хорошими людьми выросли: такие же работящие, хозяйственные. Михаил Терентьевич вначале на лошадях зерно возил, потом большую часть жизни животноводом был. А Надежда Калениковна шла работать туда, куда колхозное начальство направляло. Как-то ей предложили поработать техничкой в местном магазине, она там до самой пенсии и трудилась, не жалея сил.
Пятьдесят с половиной лет они прожили с Михаилом Терентьевичем.
- Спокойный был, не обижал меня, не пил и не курил, - говорит о муже Н.К. Бутченко. - А когда заболел в 1996 году, сказал: без тебя в районную больницу не поеду.
… Целый месяц находилась она с мужем в одной палате, умер он тихо, в одну из сентябрьских ночей. В комнате на стене висит портрет Михаила Терентьевича и портрет ее родителей.
… Вечерами Надежда Калениковна часто тихо с ними разговаривает. Рассказывает о том, как сегодня живут их дети и внуки и о том, как ей самой живется. Уверена - они ее слышат. Под покровом долгих ночей перед глазами часто предстает вся ее жизнь. С искренней надеждой своим многочисленным близким она всегда желала и сейчас желает только лучшей доли.
Татьяна Кочерга-Василенко. Фото автора.
Ключевые слова: новости Одесского района, Надежда Калениковна Бутченко, 90 лет, юбилей, село Благодаровка, годы войны, послевоенная жизнь.
← Назад